Защити себя сам
При покупке любого товара каждый покупатель обязательно должен прочитать на этикетке следующую информацию.
— наименование;
— страну происхождения;
— состав товара, в отношении продуктов питания — сведения о составе, в том числе о наличии и количестве пищевых добавок, кормов и кормовых добавок, биологически активных добавок к пище, включая наличие или отсутствие в составе ГМО;
— сведения об основных потребительских свойствах товара (работы, услуги), о пищевой, биологической и энергетической ценности продукта, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
— дату и место изготовления, срок службы и (или) срок годности, и (или) срок хранения товара, указание условий хранения товара, если они отличаются от обычных условий хранения соответствующего товара либо требуют специальных условий хранения;
— наименование (фирменное наименование), местонахождение (юридический адрес) продавца (изготовителя, исполнителя), местонахождение индивидуального предпринимателя или юридического лица (его филиала, представительства), уполномоченного продавцом (изготовителем) на принятие претензий от потребителя и производящего ремонт и техническое обслуживание товара;
— рекомендации по использованию и иную информацию, указанную в законе.
Вышеперечисленная информация в РК должна предоставляться на двух языках — государственном и русском.
Если же информация на товаре указана неполная или недостоверная, и в результате этого вы не можете использовать товар по назначению, то вы имеете полное право вернуть его обратно и потребовать возмещения своих убытков.
Если же товар причинил вред вашей жизни или здоровью, то вы имеете право на возмещение затрат, связанных с восстановлением здоровья.
Обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества
Потребитель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом (изготовителем), обменять купленный товар на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом (изготовителем).
При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца (изготовителя) покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу (изготовителю) и получить уплаченную за него денежную сумму.
Потребитель имеет право:
При приобретении товаров и услуг, потребителю должен быть выдан фискальный чек, так как на территории РК денежные расчеты, осуществляемые при торговых операциях посредством наличных денег производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью. При обнаружении ненадлежащего качества товара в течение гарантийного срока, потребитель вправе по своему выбору потребовать соразмерного уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостатков товара, либо замены на товар надлежащего качества или расторжения договора с возмещением понесенных убытков. Потребитель имеет право на: гарантированный уровень потребления; свободное приобретение товаров, использование работ и услуг; надлежащие качество продукции; полную и достоверную информацию о продукции; безопасность продукции; обращение в суд и другие уполномоченные государством органы; возмещение причиненного ущерба.
В Кокшетауском отделенческом управление по защите прав потребителей на транспорте имеется телефон доверия: 8-71636-3-20-80, куда можно обратится по вопросам касающихся защиты прав потребителей.
Е.А. Ищукова, ведущий специалист Кокшетауского отделенческого управления по защите прав потребителей на транспорте