Творчество как человеческая потребность
Накануне Дня учителя наш корреспондент взял интервью у известного мастера декупажа и педагога Усковой Виктории Петровны.
— Расскажите о своей творческой биографии.
— Моя творческая биография началась с самого рождения. Мама была великолепным дизайнером одежды, одаренной природой. От нужды чаще всего приходилось перекраивать старые вещи и, благодаря ее природному креативу, они получались очень привлекательными и эксклюзивными. Папа был фотохудожником. Совместно с другом уже в конце 60-х и начале 70-х годов создавали глянцевый журнал и издавали его в Прибалтике. Художественный вкус и интерес к творчеству были привиты с детства. Детские увлечения были разносторонние: спортивная гимнастика, музыкальная школа по классу фортепиано, школьная художественная студия, танцевальная студия, оркестр народных инструментов. Это было началом творческого поиска.
По иронии судьбы, я окончила Инженерно-строительный институт по специальности – инженер-строитель. Стаж работы в сфере строительства более 30-ти лет.
Параллельно продолжался творческий поиск. Творческие интересы переходили из одного вида в другой: шитье, вязание, аксессуары одежды, гобелен, вышивка, витражная живопись.
В начале 2010 годах в г.Новосибирске я случайно услышала загадочное слово «Декупаж». Это был новый и непонятный для меня термин. Декупаж в те годы был на старте популярности в России и чаще ограничивался только приклеиванием салфеток на разные поверхности. И это был очередной этап поиска. Позднее, я погрузилась в мир декора — это целый комплекс декоративных техник и приемов, включая и объемные элементы, разные декораторские эффекты и приемы, имитации различных поверхностей, камней, минералов, металлов, и т.д. Это направление меня увлекло на столько, что в 2018 году я получила второе образование в НОЧУ ДПО «Международный центр профессионального образования» г.Москва по специальности «Декоратор предметов интерьера». С этого момента началась и моя преподавательская деятельность в студии ART Бурабай.
— Чем декупаж отличается от декоративно-прикладного искусства?
— Хороший вопрос! Если представить декоративно-прикладное искусство в виде дерева, то декупаж одна из его веток, т.е. одно из направлений прикладного искусства и одновременно декоративная техника. Направлений в декоративно-прикладном искусстве много и все их можно поставить в один ряд: декупаж, барельеф, вязание, вышивание, резьба по дереву, плетение, чеканка, валяние, скрапбукинг, и т.д. В моем арсенале в технике декупаж не так много работ. Интереснее работы, где миксуются различные декоративные техники и художественные приемы, разные материалы и современные стили. Такие работы получаются особенно привлекательными, необычными и эксклюзивными. В этом моя фишка.
— Легко ли обучаться искусству декора и декупажа и какие качества для этого необходимы?
— Как и в любом деле, в первую очередь, необходимо желание и здоровое любопытство к декоративному творчеству. Глядя на интересные предметы декора, интересные творческие работы, задавайтесь вопросом: как это сделано, из чего это сделано, кто это создал, каким образом пришла такая идея, и т.д. Любопытство ради любопытства, без всякой цели, это важно. Именно в такие моменты проявляются природные творческие способности. Затем ищите ответы, посещайте мастер-классы опытных мастеров, обучайтесь на курсах, ищите информацию на цифровых ресурсах, получайте образование. В конечном итоге искусство декорирования может стать профессией и делом всей вашей жизни.
— Говорят, обучение этому искусству декора и декупажа очень затратное дело, как это понимать?
— По моим наблюдениям интерес к современному декоративно-прикладному и изобразительному искусству растет в геометрической прогрессии с конца 2000-х годов во всем мире. Я шутя называю это явление творческим вирусом. Появилось много новых современных направлений, много декораторов и художников с креативным мышлением. Производители эту ситуацию понимают лучше меня, и с каждым годом предлагают все больше и больше новых товаров и часто по необъяснимо высоким ценам. Разобраться в этом изобилии непросто. В своей практике я использовала материалы как известных западных брендов, так и доступных отечественных производителей. С полной ответственностью могу сказать, что многие дешевые материалы работают как профессиональные и дорогие. Для разумных финансовых вложений в творческое развитие свое или детей, рекомендую по выбору материалов обращаться за советами и консультацией к опытным мастерам, преподавателям. На начальном этапе в декоре используйте больше подручных материалов. Наша природа щедро одарила нас: шишки, ветки, мох, корни, камни, листья, и т.д. Это безграничные возможности в декоре! Важен баланс между качеством и ценой.
— Какие материалы Вы используете в своих работах и как выбираете предметы для декорирования?
— Огромный диапазон материалов и бесконечное количество предметов для декорирования. В работу идет все, что попадается под руку. Это и художественные материалы: краски, холсты, планшеты, лаки, грунты и т.д. Строительные материалы не менее интересны: шпатлевки, пенополистерол, цемент, гипс, составы для объемно-фактурных работ, и т.д. Природные материалы, о которых я уже упоминала выше. Деревянные массивы, доски, столярные изделия, фанера, МДФ. Для декорирования подходят любые предметы интерьера и быта, потерявшие свою привлекательность: вазы, старые полочки, разделочные и гладильные доски, мебель, коробки обувные, пластиковые контейнеры, часы, чайники, банки жестяные и стеклянные. Декораторы с особой любовью и трепетностью относятся к предметам «из чердака» и «блошки». Перечислять можно бесконечно. Декораторское дело меня привлекло бесконечными возможностями реализации своих идей, фантазии и креативности.
— У Вас есть работы очень необычные, вызывают желание рассматривать подробнее, притягивают взгляд. Как рождаются такие идеи? Источник вдохновения? Можно ли научиться генерировать идеи?
— Современная наука доказала, что идеи приходят только на подготовленный мозг. Ведь идея создания таблицы периодической системы химических элементов не пришла в голову дяде Васе дворнику, а явилась во сне гениальному ученому химику Д.И. Менделееву. В начале знакомства с миром декора ценные идеи были редким гостем в моей голове. Со временем идеи стали появляться чаще и мощнее. Каждая работа — это своя история. Где-то вдохновили материалы, а композицию составляю к ним. Неожиданно приходят инсайты когда смотришь какой-нибудь фильм на совершенно отвлеченную тему, читаешь литературу. Некоторые идеи в реальности не работают. Музыкальный фон тоже способствует вдохновению. Подбираю музыкальные произведения по теме работы. Люблю работать под этническую музыку северо-американских индейцев.
— Расскажите о своем преподавательском опыте и какие примеры можно привести об успехах Ваших учеников?
— Преподавательский опыт я получила в нашей студии «АРТ-Бурабай» в 2017 году. Моими первыми учениками были Мария Лузина, нынче выпускница Высшего технического колледжа по специальности дизайнер. Соловьева Настя, сейчас студентка ВУЗа по специальности — дизайнер. Из тех, кто постоянно занимается у меня и часто удивляют меня своими талантами – это ученицы школ Щучинска: Милана Семкина, Карина и Соня Трихины, Дарья Хоменко, Карина Нефедова, Дарья Шелест, Сабрина Бекмагомбетова, Вероника Чернышева.
— Расскажите о том, где Вы создаете свои творения, есть ли у Вас своя мастерская?
— Работая в крупной строительной компании мне посчастливилось часто ездить в длительные командировки по Казахстану и России. Была возможность посещать выставки, музеи, ярмарки, маркеты для творчества, встречаться и интересными, творчески увлеченными личностями, изучать новые направления в декоративно-прикладном искусстве. Параллельно «нахомячила» много полезностей и нужностей. Дома организовалась целая мастерская. В шутку я называю свою квартиру «хомячья нора». Своими работами я заполняю стены квартиры и полки. Для работы я создала хорошие условия, вооружилась всеми нужными инструментами и материалами. В квартире особая гармоничная атмосфера, благоприятная для любых творческих проектов.
— Чтобы Вы посоветовали родителям, которые хотели бы приобщить своих детей к этому виду творчества?
— Первый момент. На начальном этапе творчества, как и в любом деле, бывают неудачи и разочарования, естественно. В этот момент очень важна поддержка родных людей, окружения. Родителям важно воздержаться от критической оценки как работы ребенка, так и его личностных качеств, проявлять деликатность. Если рядом постоянно человек, который заставляет ребенка защищаться, то он теряет уверенность в себе. Необходимо беречь творческий потенциал детей и создавать благоприятные условия для его проявления. Второй момент. Для детей важно реализовать СВОИ собственные идеи, СВОЕ видение как творческого процесса, так и окончательного результата, даже если взрослым они кажутся абсурдными и примитивными.
— Как известно, Вы активный член творческих объединений. Что Вы можете об этом сказать?
— В 2016 году, благодаря соратникам по творческому цеху, дизайнеру фотохудожнику Рашиту Миниханову и художнику Юсуфу Крыкбесову, меня приняли в состав Творческого объединения «АРТ-Бурабай», где я благополучно развиваюсь и реализовываюсь в качестве преподавателя по сей день. В нашей студии особая атмосфера. В студии есть все условия для занятий прикладного творчества, изобразительного искусства, рисунка. Двери открыты для всех творческих людей. И в этом мы благодарны Галине Бичун, директору Высшего педагогического колледжа, которая от природы обладает дизайнерским талантом и претворяет это в жизнь при создании прекрасных интерьеров и экстерьеров учебного заведения нового типа.
В 2021 году в получила членство в Евразийской творческой гильдии (Лондон).
— Каковы Ваши планы на ближайшее будущее и какие пожелания Вы хотели высказать нашим читателям?
— Планы большие. С открытия новой студии «АРТ-Бурабай» возобновлю мастер-классы для детей 7+. Планирую набрать группу 12+ для обучения по программе «Начинающий декоратор». На курсах я охотно поделюсь своим творчеством, знаниями и опытом. В январе-феврале планирую персональную выставку в галерее Высшего педагогического колледжа. Участвовать в мероприятиях Творческого объединения «АРТ-Бурабай». Есть идеи и задумки по серии тематических панно. Ну и конечно, есть постоянные заказчики по реставрационным работам старых предметов интерьера и на индивидуальные заказы. Очень надеюсь, что ситуация с пандемией не вмешается в мои планы.
Читателям от души желаю крепкого здоровья и наполнять свою жизнь творчеством!
Мы в Instagram! Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!