Стоит ли покупать ребенку планшет?
Лет 20 тому назад в наши семьи на полном ходу ворвался технический прогресс. В каждой семье за сравнительно короткое время появился телевизор, а за ним и компьютер. С их появлением поменялась жизнь, поменялись люди, что-то стало существенно лучше, а что-то мы потеряли. Про опасности виртуального мира тоже уже давно известно (компьютерная зависимость и т.д.). Но от этих опасностей нас все-таки защищала стационарность этих устройств, позволяющая нам и нашим детям большую часть времени оставаться в реальности.И вот сейчас новый виток технического прогресса – появились планшеты и смартфоны. Удобства их бесспорны и неоспоримы. Удобны они как раз тем, что всегда доступны. Этакий виртуальный мир в кармане. Всегда поможет, отвлечет, с ребёнком посидит. С одной стороны, это плюс, а с точки зрения опасностей виртуального мира – жирный минус. Не сомневаюсь, что взрослые успешно интегрируют и эти устройства в свою взрослую жизнь с минимальными потерями. Однако планшеты и смартфоны очень активно входят и в жизнь наших детей. И меня, как детского психолога, очень беспокоит вот что.Ни одно из электронных изобретений последних лет не оказывало ТАКОГО влияния на развитие детей и отношений между ними и их родителями, как планшеты и смартфоны.
В последнее время я все чаще вижу совсем еще малышей, не играющих в песочнице или бегающих с другими ребятишками, а сидящих с планшетами рядом с этой самой песочницей. Вижу родителей с детьми, едущих куда-либо или ждущих в очереди – каждый с персональным гаджетом в руках. Периодически попадаются даже бабушки (что совсем уж удивительно), выдающие электронную игрушку внуку – лишь бы сидел тихо и спокойно.
Ну и захотелось мне в связи с этим поделиться информацией, которую знаю я, как детский психолог о том, как эти электронные изобретения влияют на развитие детей. И которую я искала, чтобы сформировать свою материнскую позицию в вопросе использования гаджетов моими детьми. Не с целью убедить всех в том, какое это зло – этого сейчас достаточно и это неоднозначно. А с целью поделиться тем, что, может быть, поможет вам сформировать вашу родительскую позицию относительно использования вашим ребенком компьютера, планшета и т.п.
Какое влияние оказывают компьютеры, телевизоры и другие гаджеты на личностное развитие ребёнка.
Всем, наверное, уже известно, что базовое развитие личности человека происходит до 6 лет. То есть к 6 годам уже достаточно отчетливо формируется характер, структура психики ребенка, особенности его эмоционального развития. Закладываются основные нравственные понятия, развиваются высшие психические функции (память, восприятие, внимание, мышление), являющиеся основой его интеллектуального развития. До 6 лет идет процесс закладки фундамента личности. После 6 лет в основном дозревает то, что было заложено до 6. Очевидно, что процесс идет очень интенсивно, и значимую роль в нем играют все участники. Интересно то, что природа не задумала фильтрационных механизмов и ВСЕ люди, события и ситуации, происходящие с ребенком в этом нежном возрасте, вовлекаются в процесс построения будущей личности. И реальные, и виртуальные.
А вот теперь главное. Какую часть времени (из этих 6 лет) наши дети проводят перед компьютерами и телевизорами? Всегда ли мы-родители знаем, что именно смотрят наши дети и во что они играют? Чего они не делают, проводя время за компьютерами и т.п.? Сколько в сумме часов нашего родительского общения с детьми (когда можно вместе читать, разговаривать, задавать вопросы и отвечать на них, рассказывать, играть, смеяться, шутить, творить и т.д.) отдается гаджетам. Вроде по полчаса каждый день, а в сумме за этот период оказываются недели и месяцы. Осознаем ли мы, что те игры, в которые играет ребенок, те мультики, которые он смотрит, играют ОГРОМНУЮ роль в его нравственном развитии, так как именно в это время ребёнок формирует свои базовые ценности, объясняет себе понятия добра и зла, учится любить, дружить, прощать и т.д.
Это не призыв к запрету гаджетов в жизни ребёнка, а призыв к осознанному использованию их в столь важный для будущей личности период жизни.
Как время, проведенное за компьютером и телевизором, влияет на нервную систему ребёнка?
Как-то нелепо в настоящее время звучат призывы неврологов ограничить просмотр телевизора дошкольникам до 15-30 минут в день, младшим школьникам до 30 минут – 1 часа, а старшеклассниками – до 1,5 часов. И это включая время, проведенное за компьютером. Сейчас, как правило, даже для малышей время, проведенное перед экраном, измеряется часами (не говоря уже про включенный фоном телевизор). Мне стало интересно, почему же они так настойчиво говорят именно о таких цифрах и не торопятся расширять нормы.
О том, что я узнала, напишу обывательским языком, т.к. я не невролог. Так вот. Частая смена изображений, интенсивные цвета, световые вспышки – это присуще и телевизору, и компьютеру, и планшету. Каждое такое изменение (изображения, света, цвета и т.д.) посылает в мозг сигнал, который передается нервными импульсами и дальше обрабатывается различными мозговыми структурами. Причем для глаз такое мерцание практически безвредно (хотя окулисты с этим могут поспорить), но нервная система обрабатывает КАЖДЫЙ сигнал. Догадываетесь, какая это нагрузка? Если при этом учесть, что у ребенка нервная система очень не зрелая, и активно формируется (то есть нервные клетки и без телевизора достаточно загружены) понятно, почему неврологи бьют тревогу. К чему приводят перегрузки нервной системой догадаться не сложно. Особенно у детей, у которых есть какие-то неврологические проблемы (а сейчас таких очень много).
Окончательно мои вопросы по этому поводу отпали, когда я увидела энцефалограмму ребенка, во время которой ему давалась ритмическая световая нагрузка. Нормально работающий в спокойном состоянии мозг под действием частых световых сигналов вел себя так, как будто ребёнка в это время били по голове (и да простят мне неврологи — это сравнение).
Может ли телевизор, компьютер и планшет быть альтернативой отдыху? Смотря, какой отдых мы имеем в виду. Учитывая вышенаписанное, мозг, нервная система, зрение, а также мышцы (из-за длительного нахождения в одной позе) у ребёнка вряд ли отдохнут. Скорее наоборот. А вот переключить свое внимание, отключиться от проблем, развеяться, отвлечься от трудного занятия, одним словом отдохнуть морально и эмоционально – это с помощью компьютера и телевизора – запросто. Так что здесь следует понять, от чего именно устал ребёнок, и какой отдых ему сейчас действительно нужен.
Влияет ли использование гаджетов на познавательную активность ребёнка?
Весь виртуальный мир очень скоростной. Ребёнок привыкает к тому, что события в играх или в мультфильмах разворачиваются очень быстро.
Изображение яркое, эмоции сильные (но при этом переживаются пассивно и отстраненно). Всё это для ребёнка является гиперстимулом. Как конфета. А на фоне конфеты от природы сладкие вещи (яблоко, например) таковыми уже не кажутся. Так и с гаджетами. После такой захватывающей виртуальной жизни, жизнь реальная кажется ребёнку просто пресной. НЕ интересно просто гулять или просто играть в игрушки, или просто разговаривать с другом или мамой.
Так что, влияют ли компьютеры и телевизоры на познавательную активность ребенка – конечно, влияют. И чем больше времени ребёнок проводит в виртуальном мире, тем скучнее и страшнее, кстати, ему кажется реальный. И тем меньше ему хочется его познавать.
А как занять еще ребёнка, если ему скучно? Особенно, если надо куда-то ехать или сидеть в очереди.
На мой взгляд – детям скучать полезно. Очень. Полезно побыть наедине со своими мыслями, ощутить дискомфорт от бездействия и прислушаться, наконец, чего я хочу, о чем я думаю. Часто, когда ребёнку скучно, он пристает ко взрослым с тысячами «почему». И в этих «почему?» так много интереса к жизни! А для родителей это возможность передать свои знания, опыт, установки и ценности. Скука – это такой стимулятор развития. Зачем же избавлять ребёнка планшетами и телевизорами от такого замечательного и необходимого состояния?
А длительные поездки куда-то и сидение в очередях – это возможность интересно, не отвлекаясь на повседневные дела, провести время друг с другом. Для этого придумано много разных игр (не компьютерных). Наверняка, кое что вы помните и из своего детства.
В каком возрасте, как и в каком количестве вводить в жизнь своего ребёнка телевизор и компьютер каждый родитель решает САМ. И это ключевое! Ни ребёнок, ни его желания, ни его друзья, ни рекламный бизнес, ни веяния времени не решают, в каком количестве и каким образом наш ребёнок будет использовать подарки технического прогресса. Это определяем только МЫ – родители. Влияние этих устройств на наших детей и на отношения внутри наших семей действительно велико. И чтобы потом нам не пришлось сталкиваться с неожиданными неприятными последствиями этого влияния, давайте подходить к этому вопросу осознанно.
Екатерина Зиновьева