Совершенствование системы правосудия с внедрением административной юстиции в стране

Cтатьи, Человек и закон 343

В этом году законодательным органом нашей страны разработан проект Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее по тексту — АППК), который будет введен в действие с 1 июля 2021 года.

В проекте АППК заложены новые для нашего законодательства принципы как запрет на злоупотребление формальными требованиями, презумпция достоверности, активная роль суда, разумный срок административного судопроизводства, охрана прав на доверие, приоритет прав.

Принцип приоритета прав предполагает, что все сомнения. Противоречия и неясности толкуются в пользу участника административной процедуры.

Принцип соразмерности заключается в том, что административный орган, должностное лицо должны обеспечивать справедливый баланс интересов участника административной процедуры и общества, при этом, меры, ограничивающие права и свободы граждан, должны быть соразмерными.

Принцип активной роли суда содержит в себе как минимум три аспекта:

  • суд всесторонне, полно, объективно исследует все обстоятельства дела, не ограничиваясь лишь представленными сторонами доказательствами, и вправе по собственной инициативе собирать дополнительные доказательства и сведения;
  • судья вправе высказать свое предварительное правовое мнение по правовым обоснованиям, которые относятся к фактическим и (или) юридическим сторонам дела;
  • административный орган должен доказать свою правоту. А стороны обязаны представлять истребуемые судом документы и сведения.

В этом случае, необходимо отметить, что речь идет не о предварительном решении, а лишь о предварительном мнении по отдельным правовым обоснованиям, рассматриваемым в ходе процесса, которым суд вправе делиться с участниками процесса.

При таком подходе участники процесса смогут подготовить и предоставить дополнительные доказательства своей правоты и лучше ориентироваться в каком направлении идет судебный процесс, таким образом, решение суда не будет полной неожиданностью для сторон. Подобная практика будет содействовать принятию взаимоприемлемого решения для всех сторон либо примирению.

В отличие от гражданского процессуального законодательства, где при рассмотрении публично-правовых споров действует запрет на примирение, в АППК примирительные процедуры приветствуются.

Впервые в судопроизводстве предлагается закрепить принцип разумного срока судебного разбирательства. Введение такого понятия как «разумный срок» предусматривает необходимость пересмотра сложившихся подходов к значению сроков судебного разбирательства в целях обеспечения прав на судебную защиту.

Разумный срок будет определяться судом в зависимости от конкретной ситуации, при этом, к делам отдельной категории, сроки рассмотрения которых прямо предусмотрены законом. Этот принцип применяться не будет.Необходимо добавить, что разумный срок имеет предел в виде трех месяцев со дня предъявления иска, однако, для дел особой сложности срок может быть продлен, но не может превышать шесть месяцев.

Кроме того, в целях необоснованного затягивания дела проектом АППК предлагается предоставить право стороне обратиться к суду с заявлением об ускорении дела. Суд, посчитав заявление мотивированным, обязан установить срок, в который дело должно быть окончено.

Проектом АППК предусмотрены четыре вида иска в зависимости от того, какие требования заявляет истец: об оспаривании, о принуждении, о совершении действий, о признании.

Иск об оспаривании подается в случае возникновения требования отменить полностью или в части административный акт, ограничивающий права истца.

При желании обязать административный орган или должностное лицо принять благоприятный для истца административный акт либо не принимать обременяющий его административный акт может быть подан иск о принуждении.

В случае требования к органу или должностному лицу совершить определенные действия или воздержаться от них может быть подан иск о совершений действий.

Иск о признании подается, если истец требует признать наличие или отсутствие какого-либо правоотношения.

Дела данной категории будут переданы в подсудность Специализированных районных и приравненных к ним суды по административным правонарушениям, которые будут рассматривать исключительно споры, вытекающие из публично-правовых отношений.

Полагаю, что принятие АППК и внедрение административной юстиции отвечает запросам общества и будет служить его интересам. Закрепление в кодексе новых принципов отправления правосудия должно повысить доверие к нему со стороны наших граждан.