Ребята, давайте жить дружно!
Взаимоотношения между работниками КСК и жильцами домов давно уже стали большой проблемой. Хотя, казалось бы, что им делить? Ведь фактически они — единое целое, и должны преследовать одни и те же цели. Но на практике получается совсем наоборот: все чаще вместо плодотворного сотрудничества получается противостояние. А в итоге страдает общее имущество.
О том, как выглядят многоквартирные дома в Щучинске, рассказывать, думаю, не стоит — каждый это видит воочию. И судя по неприглядной картине — пора, ох, пора «выстраивать мосты» между жильцами и представителями их интересов — кооперативами.
На совещании, которое провел аким города К.Е. Мусин на прошлой неделе, диалог попытались наладить. Но вот получилось ли — это большой вопрос, потому как общение к концу мероприятия переросло в шумные и долгие дебаты. И, тем не менее, я убеждена, что из этой встречи каждая из сторон (и собственники жилья, и работники КСК) вынесла для себя что-то новое и полезное.
Инициаторами встречи выступили жители домов, входящих в КСК «Наш дом», но пришли на совещание представители и других кооперативов. Потому как проблемы у всех одинаковые. И получить ответы на многочисленные вопросы давно жаждут все. На этот раз ожидания многих оправдались, так как Каиргельды Мусин до прихода на должность акима города Щучинска много лет отдал сфере ЖКХ и ориентируется в ней, «как рыба в воде», и потому давал исчерпывающие ответы на все вопросы.
Для начала была озвучена общая статистика: всего по городу насчитывается 301 многоквартирный жилой дом, 7 КСК, 3 ИП и 69 старших по домам. В очередной раз людям напомнили об их потребительском менталитете, и тактично намекнули на то, что «халява кончилась, господа». Впрочем, каждый из квартировладельцев и так это давно понял, но у некоторых, похоже, надежда по-прежнему теплится. Иначе как объяснить тот факт, что отдельные граждане продолжают жить за чужой счет, не вкладывая в содержание и ремонт общедомовой собственности ни копейки?
Обоюдные претензии жильцов и КСК всем давно известны: первые недовольны деятельностью (или бездеятельностью) вторых, а вторые — долгами первых. В сущности же проблема в том, что никто не желает уступать: одни не хотят платить в КСК, пока не увидят работу, другие — не хотят работать, пока не увидят деньги. Круг замкнулся.
Впрочем, аким города быстро определил первопричину разногласий: «Мы хотим получать услуги, жить в хороших условиях, хотим заходить в красивый подъезд, жить в теплых квартирах, хотим, чтобы была вода, работала канализация, чтобы с крыши не текло, с подвала не воняло. Хотим, чтобы перед гостями было не стыдно за состояние дома и двора. Но при этом не хотим платить денег. А между тем согласно ст.18 Закона о жилищных отношениях и 189 — Гражданского Кодекса РК бремя содержания собственности ложится на собственника». Коснувшись вопроса оплаты, Каиргельды Мусин не обошел стороной и проблему возврата денег, выделенных государством на ремонт домов по программе модернизации ЖКХ: «На сегодняшний день из ряда вон плохо сделанной работы в этих домах нет. Подписаны все документы. Оплата не идет. В городах Атбасар и Кокшетау сборы составляют более 50%, а по Степногорску вообще — 128%. Эти деньги опять пускают в оборот. У нас на сегодняшний день — только 7% возвратных средств, которые мы не можем запустить обратно в эту деятельность. Поэтому я хочу сказать, что 7 председателей, которые этим занимаются, ИП и старшие по домам — они каким-то образом еще что-то делают. Тарифы, которые утверждены, не соответствуют тем требованиям, которые выставляются КСК и деятельности КСК. На сегодня тарифы составляют от 16 до 21 тенге. При этом работа ведется на протяжении многих лет, каждый год они что-то исправляют, монтируют, дорабатывают и т.д.». Предложил щучинцам посмотреть на жилье степногорцев, которые за услуги КСК платят по 40 тенге за квадратный метр.
Впрочем, «вешать всех собак» на собственников жилья аким не стал, ведь, как известно, в конфликте всегда есть вина и второй стороны. А потому разъяснил, — что предусматривает законодательство на случай, если все же не прав КСК: «Если кто-то хочет выйти из состава КСК, для них я озвучу требования закона — в соответствии с Законом о жилищных отношениях, для того, чтобы выйти из состава КСК необходимо провести голосование, т.е. провести сход жильцов именно тех домов, которые хотят выйти из состава и войти в другой состав. Собраться должны не менее 50% от общего числа жильцов, из них 67% должны проголосовать «за». Если на первом собрании не было кворума, повторное собрание собирается через 10 дней. Если и там нужное количество человек не набралось, опрос производится при помощи опросных листов». Разъяснил — как нужно строить отношения с кооперативом: «Вы должны понять, что все, что выполняет КСК, они выполняют с вашего решения. Вы обращаетесь в свой КСК, и перечисляете все виды работ и услуг, которые хотите получать. Это все обсчитывается (КСК совместно с инициативными людьми от домов) — сколько ваши требования будут стоить на сегодняшний день. Все это дефектуете, составляете смету, распределяете по квадратным метрам, занимаемым домом или домами, и получаете стоимость затребованных услуг с кв.метра. Если вы согласны на эту сумму, то утверждаете новый тариф. Если не согласны, то можете убрать определенные виды работ».
Отвечая на вопросы из зала, Каиргельды Мусин пояснил, что существует два вида платежей на содержание домов: 1 — текущее содержание — то, что отражено в тарифе. 2 -капитальный ремонт, либо средний ремонт, либо реконструкция, на которые нужны целевые сборы, либо участие в госпрограммах. Порадовал новостью о том, что в ближайшем будущем в Щучинске откроется Единый расчетный центр, который позволить платить за услуги нескольких предприятий в одном месте, единой платежной квитанцией. Как отметил глава города, поначалу планируется включить в платежный документ услуги Термотранзита, водоканала и инспекции по приборам учета. В дальнейшем через ЕРЦ хотят взимать плату и по услугам КСК. Такой способ оплаты, во-первых, сделает движение финансовых средств прозрачным — легко будет отследить: какие суммы поступают на счета и какие снимаются, а во-вторых, будет удобен для горожан — все в одном месте и платить комиссию нужно только за одну квитанцию.
Указал на главные ошибки КСК: «Проблема председателей КСК в том, что они нарушают закон, который гласит, что они должны отчитываться перед населением не реже одного раза в квартал. И один раз в год должно быть общее отчетно-выборное собрание, перед которым ревизионная комиссия должна провести проверку финансовой и хозяйственной деятельности. Председателям самим будет легче, ведь так они смогут показать — на что хватило собранных средств».
Присутствующий на совещании руководитель отдела ЖКХ разъяснил, чем отличается текущий ремонт и капитальный, а также акцентировал внимание на финансовых тонкостях капитального ремонта: «В законе о жилищных отношениях четко оговаривается — на капремонт каждый дом должен открывать отдельный сберегательный счет. На этот счет ежемесячно каждый собственник квартиры должен класть около 45 тенге с квадратного метра своего жилья. Например, хозяину квартиры площадью 50 кв. м нужно отчислять ежемесячно примерно 2 тысяч тенге. Когда вы решите что-то ремонтировать, с этого счета снимаете необходимую сумму». Пояснил — почему не стоит выходить из состава КСК и создавать новый: «КСК сейчас должны укрупняться. Потому что если в состав кооператива входят 2-3 дома, большая часть средств уходит на содержание обслуживающего персонала. За каждым КСК должно быть хотя бы 20 тысяч кв. метров жилья. Поэтому обвинять друг друга, выходить из состава, смысла нет. Если председатель не исполняет свои обязанности, общим решением (70% от общего числа жильцов достаточно) можно его сменить».
Для тех, кому еще что-то непонятно во взаимоотношениях КСК-жильцы, приводим официальный ответ и.о. руководителя жилищной инспекции Е. Калымова на самые распространенные вопросы от собственников жилья:
«— Каким способом КСК имеет право взыскивать долги с собственников жилья? Обязаны ли жильцы оплачивать услуги КСК?
— Ст.50 (Закона о жилищных отношениях). Участие собственников помещений (квартир) в расходах на содержание общего имущества объекта кондоминиума.
п.1. Собственники помещений (квартир) обязаны участвовать в расходах на содержание общего имущества объекта кондоминиума.
п.4. При просрочке собственниками помещений обязательных платежей в счет общих расходов за каждый просроченный день, начиная с первого дня последующего месяца, на сумму долга начисляется пеня в размере, установленном законодательством.
При непогашении членом кооператива собственников помещений (квартир) задолженности в течение трех месяцев после установленной даты платежа без уважительных причин кооператив вправе обратиться в суд о принудительно взыскании задолженности.
— Какие услуги входят в обязанности КСК?
— Методика организации деятельности КСК и управления объектов кондоминиумов (утверждена приказом и.о. председателя Агентства РК по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 29 декабря 2010 года №606)
1. Обслуживание текущего ремонта:
— герметизация стыков, заделка выбоин и трещин в стенах (по заявкам);
— все виды работ по устранению течи кровель (кроме полной замены);
— все виды штукатурно-малярных работ (раз в пять лет);
— ремонт перил, замена разбитых стекол и ремонт подъездных дверей.
2. Обслуживание системы отопления:
— производится ремонт и эксплуатация системы отопления;
— включение и отключение системы отопления (осень, весна, авариное, режимное);
— сезонное отключение систем отопления (весной), проверка состояния систем отопления в период сезонного отключения;
— регулировка системы отопления при запуске и изменении режимов;
— устранение незначительных неисправностей в системах отопления (закрепление отставших участков теплоизоляции, покровного слоя, устранение течи, очистка грязевиков, запорной и регулирующей арматуры от накипи и солевых отложений, укрепление опор под расшатавшимися разводящими магистральными трубопроводами);
— теплоизоляция трубопроводов;
— гидравлическая промывка систем отопления.
3. Обслуживание узлов водоснабжения:
— осмотр индивидуальных тепловых пунктов 2 раза в месяц с замером температуры, давления, коэффициента смешения;
— переключение на режим горячего водоснабжения в начале и по окончанию отопительного периода;
— смена прокладок запорной и регулирующей арматуры;
— смена отдельных участков трубопроводов холодного и горячего водоснабжения не более 1 метра;
— очистка грязевиков, запорной и регулирующей арматуры от накипи и солевых отложения;
— замена дроссельных органов (сопел, стаканов, шайб) и при необходимости их корректировка;
— устранение течи;
— укрепление расшатавшихся опор.
4. Обслуживание санитарно-технических узлов:
— прочистка канализации в подвале;
— устранение течи на резьбовых соединениях;
— набивка сальников на вентили;
— заваривание различных отверстий;
— откачка воды из подвальных помещений;
— замена участков стояков холодного, горячего водоснабжения в перекрытии, включая пробивку отверстий;
— вызов и оплата служб дератизации, дезинфекции, дезинсекции подвальных помещений и других помещений общего пользования.
5. Обслуживание электротехнического обеспечения:
— замена сгоревших предохранителей в главном распределительном щите;
— обеспечение освещения подъездов, замена электрических ламп на первых этажах и крыльце;
— вызов и оплата услуг аварийно-диспетчерской службы (по договорам и заявкам);
— восстановление обгоревших проводов фаза-нуль в главном распределительном щите и этажном щите;
— подача напряжения на дежурное освещение;
— замена выключателей дежурного освещения.
6. Уборка придомовой территории:
— обеспечение отвода дождевых вод от жилого дома, исправного состояния водоотводящих устройств;
— вывоз снега, удаление наледи с пешеходных дорожек, подготовка и посыпка песка на тротуары в зимний период;
— вывоз и оплата вывоза мусора;
— уборка газонов, их покос;
— очистка кровли от мусора, грязи и листьев.
7. Административные обязанности:
— организовать проведение собраний, письменных опросов собственников помещений (квартир), в том числе рассмотрение обращений и жалоб по качеству обслуживания;
— ведение документации бухгалтерского, финансового, налогового и статистического учета и отчетности, а также технических документаций, связанных с управлением и содержанием объекта кондоминиума в соответствии с жилищным законодательством РК;
— уведомлять о проведении технических работ пользованию жильцами хотя бы одной из коммуникаций дома;
— открывать текущие и сберегательные счета на объект кондоминиума;
— финансирование работ и услуг подрядчиков, субъектов сервисной деятельности (участников процесса производства работ, услуг) в соответствии с заключенными договорами;
— регистрационный учет собственников квартир, а также арендаторов.
Дополнительно сообщаем, что вышеуказанные обязанности должны быть прописаны в уставе КСК и включены в тарификацию.
— Каков обязательный штат работников КСК? Кто устанавливает размер их заработной платы?
Ст.48 п.2.п.п.5 Прием на работу работников для управления объектом кондоминиума и увольнение их в соответствии с утвержденным на общем собрании собственников помещений (квартир) данного объекта кондоминиума штатным расписанием.
— Какие меры могут предпринять жильцы, если качество работы КСК их не устраивает?
Закон РК «О жилищных отношениях» ст.50-1 п.4 — обращаться с иском в защиту прав собственников помещений (квартир), в суды РК».
Материал подготовила Наталья Унгефуг