После шести лет уже поздно

Cтатьи, Отношения, Семья, Дети 1 633 Юсуф Крыкбесов

Японцы говорят, что после шести лет уже поздно обучать ребёнка навыкам успешной социализации. Основы таких знаний и навыков формируется до шести лет. Семья – это место, где закладываются эти смыслы и ценности. К сожалению, мы по-прежнему уповаем в этом вопросе на государственную систему образования, недопустимо недооценивая роль семьи в этом деле.

Как происходит подготовка ребёнка к школе? К сожалению, это важная часть подготовки к жизни опять возлагается на государственную систему дошкольного образования. Родители вынуждены отправлять детей в детские ясли и садики по экономическим соображениям. У родителей просто нет для семейного воспитания ни финансовых средств, ни времени. Дети с раннего возраста попадают в систему формальных отношений. Беда формального воспитания заключается в отсутствии материнской любви и заботы. В древних писаниях говорится, что успешное воспитание и обучение в семье происходит на основе материнской любви, которую никто никогда не заменит. Любовь – это субстрат (подложка), на которой происходит успешная подготовка ребёнка к жизни в суровом социуме. Веды утверждают, что туда, откуда уходит любовь, приходит разрушение. Подумайте, разве это не так? Какие виды разрушения могут возникнуть в отношениях ребёнка и матери? Прежде всего, это потеря ежедневного живого эмоционального контакта.

Психологи давно заметили, что дети, посещающие детские сады, болеют значительно чаще, чем те, кто находится дома с мамой. С раннего детства ребёнок вынужден испытывать различного рода стрессы и фрустрации в связи с вынужденным включением адаптационных механизмов. У таких детей формируется комплекс различий и неполноценности. В конечном итоге разрушаются отношения с родителями и близкими. Кроме того, это негативно отражается на обучении в школе. И это всё только из-за отсутствия материнской любви в дошкольном возрасте. Психологи называют возраст наиболее благоприятным к определённым видам деятельности возрастной сензитивностью, который также должен соответствовать возрастной периодизации развития. Но самый опасный вид разрушений из-за отсутствия любви – это саморазрушение. При отсутствии родительской любви в психосоматике ребёнка начинают активизироваться система защиты. И главный защитный механизм – это защита от внешнего мира, где нет любви. Ребёнок становится недоступным для нормального общения. Неудовлетворённость в самой главной потребности, то есть в любви и материнской защите, вынуждает ребёнка использовать для выживания свои защитно-энергетические ресурсы. Мы все их хорошо знаем – это повышенная тревожность, различные фобии, ранимость, обидчивость и многое другое. И всё это из-за дефицита любви.

В традиционных культурах таких проблем не возникает и возникнуть не может в силу семейных традиций. Народная педагогика – это самая мудрая педагогика. В ней всё построено на разумной целесообразности и добрых отношениях. Примером для иллюстрации этого является семья Димаша Кудайбергенова. Он воспитывался в большой, дружной семье. По традиции казахов Димаша, как первенца, родители отдали на воспитание своим родителям, но, при этом, не теряя семейных связей. По сути дела, бабушка и дедушка стали выполнять функции родителей. Так как они были пенсионерами, то могли полностью посвятить своё время любимому внуку.

Родители были профессиональными певцами. И им часто приходилось брать с собой на репетиции и концерты маленького Димаша. Он вырос на сцене. Что из этого вышло, вы все прекрасно видите сами. Так как Димаш рос в обстановке всеобщей любви и заботы, в атмосфере естественного раскрытия природной предрасположенности, в нём рано проявились его способности к пению. Конечно, многие скажут, что такие случаи очень редки. Таких талантливых людей, как Димаш, рождается один на миллионы. Согласен с вами, но представьте себе другую стандартную ситуацию. Если бы ему не было бы дано столько любви и внимания, каким бы он стал? Все фанаты его творчества в один голос отмечают, что Димаш наполнен любовью, которую он щедро отдаёт всем людям и конечно своим поклонникам. На его концерты съезжаются фанаты из более, чем пятидесяти стран. Сам он общается с ними на нескольких языках. В его репертуаре песни на восьми языках.

Родным языком для него является казахский, вторым языком является русский язык, а третьим английский. Благодаря его таланту, на казахском языке стали петь песни представители других национальностей по всему миру. Например, песня «Махаббат бер маган» прекрасно звучит на испанском языке. Но особая красота языка раскрывается, когда исполняется на родном языке.

Многие бывшие соотечественники, переехавшие на постоянное место проживания в другие страны, с изумлением открывают для себя истинную красоту казахского языка, который был для них когда-то непонятным и непривлекательным. Учить язык не было желания и, как казалось, времени. Как высказался наш Первый Президент страны Н.Назарбаев: «Найти своё достойное место в современном многообразном мире мы можем только через достижения своей культуры». Димаш эти слова подтверждает на практике.

Сегодня сердцевиной политики нашей страны в области языка является трёхязычье. Языком культуры и государства является казахский язык, официальным языком и языком межнационального общения на просторах СНГ является русский язык. Английский язык постепенно становится языком интегрирования в мировое языковое пространство. Если эта тенденция сохранится, то в Казахстане скоро свободно будут говорить и обучаться на трёх языках. И таких людей становится все больше и больше. Какие это даёт человеку преимущества, очевидны всем. Но вместе с тем есть и проблемы в этом вопросе. Возникает вопрос: Почему почти за тридцать лет независимости нам так и не удалось решить стопроцентное внедрение государственного языка на всех уровнях общения? Кто виноват? Конечно, причин много, но одной из главных причин является отсутствие чётких и простых способов изучения государственного языка. Как известно, язык – это душа любой этнической культуры. Язык культуры – это способ выживания этноса. В основе любого языка лежит его фундамент – богатая народно-бытовая основа. Всё богатство и красота языка заключена в этом архаическом пласте языка. Об этом свидетельствуют известные эпосы, легенды, сказки, поговорки и многое другое. Если мы хотим сохранить свой язык, он должен быть здоровым и живым. Здоровье языка зависит от сохранения его целостности. То есть он должен быть таким, каким он был всегда – чистым от наносной пыли времени. Живость языка зависит от его образности и красоты. Чем образней язык, тем он богаче и прекрасней.

Всё искусство построено на образности языка. Например, в качестве примера возьмём музыкально-песенную культуру казахов. Феноменальным явлением называют зарубежные специалисты в этой области небывалый прорыв казахстанских композиторов, аранжировщиков и исполнителей в мировое пространство. Такого ажиотажа не было за всю историю казахской культуры. Как вы думаете, в чём секрет такого успеха? Несомненно – это опора на народные музыкальные традиции казахов. Например, никому до этого неизвестный казах Иманбек Зейкенов с его ремиксом Roses номинирован на премию «Грэмми-2021». (напомним, Иманбек получил мировую популярность после публикации на YouTube ремикса на трек Roses американского исполнителя SAINt JHN. Видеозапись собрала более 117 млн просмотров, а трек вошел в пятерку рейтинга U.S. Billboard Hot 100). Иманбек работает простым рабочим на железной дороге, музыкального образования не имеет. Ему недавно исполнилось 20 лет. О чём это свидетельствует? Вывод очевиден Иманбек попал в десятку, выстрелив в нужное время и нужном месте, проявив свою истинную природу. Это можно отнести и к популярному казахстанскому рэперу Адилю Жалелову, более известный под сценическим псевдонимом Скриптонит. Сегодня он известен как казахстанский рэпер и музыкальный продюсер, основатель лейбла Musica36. Впервые громко заявил о себе в 2013 году видеоклипом на песню «VBVVCTND», спустя полтора года выпустил свой дебютный альбом «Дом с нормальными явлениями», который стал одним из самых удачных русскоязычных рэп-альбомов 2015 года.

Заметьте, оба музыканта специального музыкального образования не имеют. Однако, оба занимались любимым делом, которое принесло им славу. Таких примеров много. Достаточно напомнить такие имена как Данелия Тулешева, Ержан Максим, Каракат Башанова, они все призёры Детского Евровидения. Неужели это случайность? Или есть какие-то объективные причины? Конечно, заметьте, где бы они ни выступали, с ними рядом всегда находятся их мамы. И это не случайно.

Итак, мы проиллюстрировали свои рассуждения реальными примерами из жизни. Вывод простой: если рядом с детьми их мамы, то успехи и неудачи переносятся ими гораздо легче. Это касается и обучению детей различным языкам. Если родной язык осваивается естественным образом, то другие языки просто так не освоишь. Например, работая в Кадетском корпусе, я заметил, что русскоязычные ребята, выросшие в казахскоязычной среде с раннего детства, свободно владеют русским и казахским языками. В семье они разговаривают на русском языке, а на улице на казахском языке. Когда их спрашиваешь о том, как они выучили казахский язык, они отвечают, что произошло это незаметно, в процессе детского общения через различные игры. Конечно, родным языком для них является язык рождения, но постепенно второй язык становится тоже родным. Отсюда можно сделать вывод о том, что при обучению языкам мы игнорируем принцип природосообразности. Язык должен войти в сознание человека как естественная потребность. Потребность в общении – это ведущая потребность человека.

Наше сообщество в Вконтакте. Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!

В чём заключается основная проблема обучению казахскому и английскому и русскому языкам? Это – отсутствие живого игрового общения в процессе обучения и условий для обслуживания при помощи языка потребности выживания. Наши методисты ориентируют учителей на формальные дидактические принципы: научность, последовательность и т.п. Многие годы мне приходилось руководить методической службой. Когда делаешь замечания учителям о том, что надо учиться у жизни, то обычно они ссылаются на учебную программу и текущий и итоговый контроль знаний и умений, где во главу угла поставлены формальные критерии оценки знаний и умений. Когда им говоришь, что вначале дети должны овладеть элементарной разговорной речью, а только потом изучать правила грамматики, то всегда встречаешь несогласие и непонимание. Так происходит практически повсеместно. На мой взгляд, только по этой причине изучение государственному языку не имеет должных успехов. Многие русскоязычные казахи в этой связи всегда ощущают комплекс неполноценности, но никто им в этом помочь не может. Более того, многие из них считают, что можно в современном мире обойтись и без казахского языка. Конечно можно, если не претендовать на государственную службу, где знание государственного языка обязательно. Многие молодые люди сегодня уезжают на постоянное место жительства в другие страны. Главное – это хорошо владеть русским или английским языками. Не секрет, что многие уезжают из страны из-за отсутствия перспектив для своих детей. Всё это наводит на печальные мысли. Ведь покидают страну люди с хорошим образованием и в молодом возрасте. Но быстро решить языковую политику, считаю, никак не удаётся.

Хотел бы обратить ваше внимание на возможность решения этого вопроса быстро и безболезненно, используя инновационные педагогические технологии и принципы народной педагогики. Если коротко, то к таким инновационным технологиям можно отнести интерактивные формы и методы обучения. Её суть заключается в том, чтобы обучающиеся сами стали активными субъектами учебного процесса. Им должны делегироваться такие функции учителя как обучение, контроль и оценка. А использование элементов народной педагогики заключается в том, чтобы языку обучали в семье и с раннего возраста. Например, учебные занятия организуются таким образом, чтобы на них, в качестве обучающихся, присутствовали дети со своими мамами. Обучение предполагает не изучение отдельных слов и правил, а овладение целыми фразами, имеющих бытовую смысловую ценность. Это делается для того, чтобы в домашних условиях было установлено языковое общение между ребёнком и мамой. Например, на занятии была использована ролевая игра «Мы с мамой готовим обед». Набор необходимых для этого фраз были отработаны на занятии и записаны на диктофон телефона. В течение недели мама и ребёнок используют для приготовления пищи только казахский язык. Как видно, это определённый блок фраз, обслуживающий определённую витальную потребность, как еда. Специального времени для этого не потребовалось. Обучение и закрепление учебного материала произошло естественным путём, без дополнительных временных затрат. Игра и естественность – это важные компоненты обучения. На следующем занятии изучается блок фраз, связанных с дальнейшей логикой жизненных процессов. Например, мытье посуды и уборка дома. Всё происходит как обычно, но только на казахском языке. Изучение происходит согласно естественному распорядку дня ребёнка, начиная с утреннего подъёма и заканчивая отходом ко сну. Не надо ничего придумывать, все происходит как всегда. И так каждый день. Разве это не реально? Разве это сложно понять и использовать?

К сожалению, в государственных учебных заведениях такая организация учебных занятий просто невозможна. Остаётся уповать только частные центры развития личности. Например, в Щучинске открывается Центр развития личности «New Star». В городе Кокшетау центров «New Star» уже два. Руководство этих центров откликнулось на моё предложение об организации учебного процесса, основанных на интерактивных методах и принципах народной педагогики. Главное внимание будет сосредоточено на развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Достигнута договорённость об организации и проведения специальных курсов для преподавателей этих центров по овладению этими методиками. В настоящее время введётся работа по подбору педагогических кадров.

Работа центров развития личности охватывает широкий спектр услуг в зависимости от запросов потребителей. Например, быстро овладеть разговорной речью на казахском или английском языках желали бы многие. Я уже говорил, что потребность в этом высока. Кроме этого эти центры специализируются на таком важном образовательном аспекте, как раскрытие способностей и талантов человека. Многие из нас имеют огромный творческий потенциал, но своевременно его не раскрыли в силу определённых жизненных обстоятельств. Приведу в качестве примера работу студии медитативной графики и живописи Творческого объединения художников «Арт Бурабай». Мы уже писали на страницах нашей газеты о достижениях этой студии. Сегодня достигнута договорённость между ТОХ «Арт Бурабай» и ЦРЛ «New Star» о совместном сотрудничестве в этом важном вопросе. Счастье любого человека зависит от того чем он занимается. Если человек занимается любимым делом, то это делает его глубоко удовлетворённым и радостным. Откуда к нам приходит радость? Конечно, из нашего внутреннего мира. Наполненность счастьем, любовью и радостью характерная особенность людей, которым посчастливилось найти своё истинное призвание.

Редакция газеты намерена и дальше рассказывать о процессе деятельности центров раскрытия талантов. В ближайших номерах газеты мы будем публиковать цикл статей на эту тему. Приглашаем принять активное участие в этом читателей нашей газеты.