О самых важных качествах современных детей
Когда дети быстро развиваются.
О социально–эмоциональной устойчивости детей написано много, но, к сожалению, практической пользы от этого мало. Как мы уже выяснили, что современная школа – это не то место, где эти качества вырабатываются. Мы писали, что в современной школе, дети вынуждены вырабатывать в себе качества, оберегающие их психическое здоровье от постоянных стрессов. Такими качествами становятся лживость, манипулятивность, демонстративность, изворотливость и другие отрицательные качества современного общества.
Разумные родители и педагоги давно заметили, что школа не способна сформировать такие качества, как правдивость, сотрудничество, искренность, сострадание и терпение. Перечисленные качества сегодня не востребованы обществом. Общество не нуждается в личностях, которые обладают этими качествами. Хотя всем понятно, что без таких личностей институты семьи и государства просто деградируют. Сегодня, по сути, это и происходит.
Мы уже говорили о том, что воспитывать таких личностей надо с раннего детства. Заниматься воспитанием после шести уже поздно. Так говорят японцы. Речь идёт о общечеловеческих ценностях, которые, как известно, формируются в процессе общения. Общение – это та среда, где эти качества вырабатываются. Но мы знаем, что общение бывает деловым и неделовым. Общение, организованное как деловая игра имеет неограниченные преимущества и возможности. Вся наша обыденная жизнь наполнена непродуктивными и пустыми общениями, которые не приносят полезных результатов. Это, своего рода, пожиратели времени. Время перестало быть ценностью. Время мы просто убиваем, как будто его у нас огромный запас. Поэтому, мы говорим, что самое ценное время – это время раннего детства. Непозволительная роскошь не воспользоваться этим временем.
Если сравнить важность различных возрастов, то налицо их неравнозначность. Самые жизненно-важные качества формируются в самом раннем детстве. Я бы заменил слово «формируются» на другое, более адекватное слово. Например, «проявляются» или «актуализируются». Так как все указанные качества уже существуют в индивидуальном бессознательном ребёнка. Нам не надо их формировать. Они уже давно сформированы на генном и индивидуальном бессознательном уровнях. Нам просто надо создать благоприятные условия для их проявления. Такими условиями могут быть условия семейного и дошкольного воспитания.
Семья – это самое важное место. Все проблемы начинаются и заканчиваются в семье. Современное ювенальное право возникло из реальных жизненных проблем. Семья, как главный институт государства, долгое время оставался вне государственного контроля. Главным регулятором семейных проблем была, как известно, церковь и общественное мнение. Сегодня эти институты общественного влияния существенно ослабли. Семья превратилась в закрытую систему. Свобода на частную жизнь и собственность стали главными ценностными приоритетами. Общество массового потребления стало медленно разрушать культурные коды общества. Цивилизация, построенная на бесконтрольных чувственных наслаждениях, не могла не привести к деградации людей. Даже рождение ребёнка стало возможностью наслаждаться «собственностью» в виде ребёнка. Ребёнок стал объектом такой родительской экспансии.
Всем известен основной мотив рождения ребёнка одинокой женщиной: «Рожу ребёнка для себя». Налицо эгоистичный мотив. Что означает «для себя?». Это означает, что ребёнок будет радовать маму и подпитывать её родительское эго. Многие из нас хорошо с этим знакомы. Автор этой статьи сам прошёл такой негативный опыт недооценки семейного воспитания. Меня даже справедливо могут упрекнуть в том, что я в свое время не уделил должного внимания и не проявил отцовской ответственности. Да, это так и есть. Однако, мне каким-то образом удалось сохранить связь и хорошие взаимоотношения с детьми. Поэтому, мне хорошо известны эти проблемы. Но, даже находясь под одной крышей со своими детьми, мы упускаем шанс благотворного влияния на их развитие. Причин этому много и говорить о них следует в отдельной статье. Важнее найти возможные пути выхода из сложившейся ситуации.
Мы в Instagram! Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!Итак, мы выяснили, что знание, центризм и опора на память делает наших детей беспомощными в постоянно меняющемся мире. К сожалению, школа поставила память выше интеллекта. Кстати, вопреки существующему мнению, интеллект или по-иному разум у маленьких детей проявляется в очень раннем возрасте. Особенно это стало заметно с появлением детей-индиго. По сути это маленькие мудрецы. Поэтому, важны не знания, а качества личности. Качества личности – это те универсальные механизмы, которые сохраняют целостность любой личности в любых жизненных ситуациях. Ведь мудрые люди говорят, что привычки формируют характер, а характер определяет судьбу.
В этой связи приведу старую притчу о профессиональном воре. Как-то прирождённый вор решил изменить свою судьбу и обратился с этой проблемой к мудрецу. Мудрец расстроил его своим ответом, так как он сказал вору, что это невозможно, так как его многолетние привычки не позволят ему этого сделать. Но он также и дал ему надежду, что если он постарается изменить хоть одну привычку, то это может изменить его характер и судьбу. Тогда вор спросил, что, наверное, ему надо перестать воровать. Но мудрец ответил ему, что это невозможно. Просто, ему необходимо заменить привычку лгать, привычкой говорить правду, при любых обстоятельствах. Ночью вор, как обычно пошёл на дело: грабить царскую сокровищницу. Проникнув в неё, он заметил, что он не один. Тогда он поинтересовался, кто это может быть. К его радости он узнал, что это такой же вор по имени Саид. Сам он представился Ахмедом, проживающим на краю города.
Открыв сундук с драгоценностями, они обнаружили там крупные бриллианты. Поделив драгоценности между собой, они благоразумно решили третью часть сокровищ оставить царю на государственные нужды. Утром в царском дворце случился переполох. Царю доложили, что произошла кража. Тогда царь пригласил своего казначея и приказал ему удостовериться в краже, дав ему ключи от главного сундука. Казначей, открыв сундук, увидел, что часть сокровищ не украдена. Не задумываясь, он положил их в свои карманы. Возвратившись к царю, он доложил ему о краже, скрыв, что украдены не все драгоценности. Тогда царь что-то сказал на ухо охраннику и тот тут же исчез. Через полчаса к царю был доставлен вор Ахмед. Царь обратился к нему, спросив его о краже. Тогда, помня назидания мудреца, он честно признался обо всём, сказав, одну треть сокровищ они с подельником оставили в сундуке. Тогда царь подошёл к казначею и вывернул ему карманы, из которых выпали сокровища. Решение царя было неожиданным: он казнил казначея, а на его место назначил профессионального вора, сказав, что честный вор – это большая редкость и это лучше, чем лживые воры. Вот так изменилась судьба грешника, который сумел изменить всего одну плохую привычку. Поэтому говорят, что плохие привычки – плохой характер, плохой характер – плохая судьба. Хорошие привычки – хороший характер, хороший характер – хорошая судьба.
Вместе с тем, хотел бы обратить внимание читателя на важный аспект современного образования в контексте современного антропогенеза. Современные антропологи обеспокоены явной тенденцией движения человека к полной зависимости от современных информационных технологий. Человек становится их заложником. Если своевременно не принять меры, то вполне реально, что в скором будущем мы просто потеряем своих детей. Они выпадут из реального мира в виртуальный мир. И это уже активно происходит на наших глазах. Обратите внимание, современные родители поняли, что их могут с успехом заменить гаджеты. Знаю этот феномен на примерах реальной жизни. Современные дети просят у родителей не игрушек, а как можно скорее допустить их к компьютеру или смартфону. Они могут часами сидеть и играть в различные компьютерные игры. Это стало массовым явлением. Это относится и к современным родителям. Все погружаются в игры. Разве это не должно нас насторожить?
Из древних источников нам известно, что человек может пребывать одновременно в нескольких реальностях. Например, на уровне тела он пребывает в мире физических феноменов. На уровне психики мы никогда не покидаем мир мыслей и эмоций. В этих двух реальностях протекает вся наша жизнь. Виртуальная жизнь – это воображаемая жизнь. Она полностью построена на воображении человека. Это означает, что виртуальная реальность – это атрибут нашего ума.
В отличие от физической и психической составляющей нашей личности она от начала до конца иллюзорна, то есть, является тем, чего на самом деле не существует. Кроме того виртуальное воображение отличается от творческого воображения. Ведь виртуальные игры созданы таким образом, что они не дают возможности проявления созидательной энергии. От игрока требуются отработка определенного ограниченного набора навыков, не имеющих ничего общего с творчеством. Это своего рода наркотик. Долгое пребывание в такой ментальной сфере формирует синдром абстиненции, как при алкоголизме. Механизмы зависимости одни и те же. А это уже клиника. Сегодня важно найти ту экзистенциальную константу, которая стала бы реальной защитой от ухода в иллюзорную реальность. Таким третьим измерением человеческого бытия является внутренний, духовный мир человека.
Духовность – это единственная альтернатива выхода из сложившейся ситуации. Что означает истинная духовность? Истинная духовность – это не бегство в мир веры или мистики. Истинная духовность означает активное существование в реальном мире, но также – это одновременное пребывание в потоке Космических энергий, дающих возможность выхода за пределы двойственности ума. Это выход из матрицы умственной обусловленности, где наш разум руководствуется указаниями Высшего разума. Эта возможность у всех есть, но пока большинство людей не используют безграничные возможности своего духовного потенциала.
Продолжение следует…