Надо чувствовать душой
Интуитивная живопись… Я узнала о ней, когда знакомилась с работами наших друзей-художников творческой группы выпускников нашей школы.
«Мазня какая-то, брызги красок, отрывочные линии… где-то их не хватает, где-то — в изобилии… Что хотел выразить художник своими движениями жизни, в чем смысл, где логика?» — задавалась я многочисленными вопросами, теряясь в догадках…
Обратилась к источникам, расшифровывающим это направление в искусстве живописи. «Да никакой логики, никакой темы, никаких правил и канонов!» — говорили источники. «Ты рассматриваешь состояние, а не форму» — продолжали информировать они. «Поэтическая фраза на холсте, первичный хаос… Художник релаксирует, описывает сказку из сна. рисует вполне узнаваемые вещи, но не академически, а по ощущениям… Арт-терапия, правополушарное рисование… Каждый мастер раскрывает свой внутренний мир, свою внутреннюю суть… Здесь мышление освобождается от тисков-стереотипов, мешающих радоваться жизни…
Для того, чтобы понять художника, надо его почувствовать, настроиться с ним на одну волну…» — продолжали убеждать меня источники информации.
И вот очередная выставка картин… Светлый вестибюль, радостные встречи друзей, шутки, обнимашки… А вот и картины, удобно развешенные на стенах для общего обозрения. Герои сегодняшней презентации – Павел Шелепов и Юсуф Крыкбесов.
Выставка прошла замечательно. Прекрасное музыкальное оформление, общение с друзьями, фуршет… Но картины они оказались у меня на второстепенном месте.
На следующий день я пришла снова в педколледж для просмотра картин. Без суеты! Светлый знакомый, просторный вестибюль встретил меня полной тишиной и покоем. Иду к картинам Павла Шелепова. Все понятно до мелочей – пейзажи, краски, темы… Чувствуется твердая рука прекрасного мастера.
А вот и картины Юсуфа Крыкбесова… Интуитивное восприятие мира… Замедляю шаги и останавливаюсь у одной из них. Непроизвольно! И вот наконец-то произошло… Перед моим взором замелькали кадры из кинофильма «Солярис». Необъятный, неизведанный космос… Загадочная умная материя, поражающая своей масштабностью, неизвестностью и притяжением…, пугающая своей своеобразной красотой.
А вот следующая картина – праздничный фейерверк в каком-то мегаполисе…!
Да, картины надо чувствовать! В них душа художника! А это так важно в наш сумасшедший век!
На подсознании живем
О, как друг друга нам понять.
Как нам душой соприкоснуться…?
Порой готовы мы проснуться,
Чтобы от счастья мир обнять
Как много таинств в нас самих,
Как много чувств, что не раскрыты…
И либо музыкой пролиты,
Иль сплетены в свободный стих.
На подсознании живем,
Приоткрывая внутрь дверцу.
И все оттенки звуков сердца
Мы в этот мир передаем…
Картины, музыка, иль стих –
Они душою создаются!
Нет ничего на свете лучше,
Чем этот творчества мотив!
Пусть все заботы подождут,
На время отключаем разум…
И чувствуем – из мира сразу
Флюиды радости идут!
Наталья Силкина.
Двойной праздник
Ставшие традицией выставки в стенах гостеприимного педагогического колледжа, все большее и большее внимание горожан. До отказа заполненный зрителями актовый зал, красноречиво говорит о большом интересе к живописи жителей нашего города. Безразличных людей не было, каждый хотел выразить свое отношение к представленным на выставке живописным работам.
На суд зрителей были представлены работы двух художников нашего города: Шелепова П.Н. и Крыкбесова Ю.Ж.
Казалось бы, несовместимые направления живописи: абстрактные композиции Крыкбесова Ю.Ж, и реалистические, мастерски выполненные, живописные полотна Шелепова П.Н. не могут соседствовать в одном помещении. Но общая атмосфера гармонии и доброжелательности объединила и эти картины. Зритель получил прекрасную возможность сравнивать оба подхода и вынести свой вердикт выставке.
Абстрактное искусство в России возникло в 1910 году. Русский художник В.В. Кандинский, выставивший первые абстракции, положил начало новому направлению в живописи, которое получило в последующие годы огромное развитие на Западе.
В Советское время, после большого подъема, в первые годы советской власти, это искусство считалось утопическим. Художники, обращавшиеся к этому стилю не «приветствовались». Считалось, что это искусство не способствует воспитанию правильного советского человека. Поэтому сложно художникам старшего поколения ломать в себе стереотипы «советской школы». Развивать и растить в себе ростки нового искусства.
Творчество Крыкбесова Юсуфа притягивает именно тем, что через него раскрывается сам художник, его характер и, раскрывшийся вдруг, талант. Ведь ценность искусства не в количестве произведений (картин), а в том, как художник смог выразить, свой внутренний мир, донести его до зрителя.
Я хочу пожелать Юсуфу Жагипаровичу новых творческих побед и достижений. Я считаю его своим учителем и знаю его как доброжелательного, болеющего душой за судьбу искусства в нашем городе человека.
Преподаватель высшей категории, он всегда был примером для молодого поколения и всего себя отдавал воспитанию молодых людей. И сейчас, на пенсии, он активно участвует в работе объединения художников»Арт-Бурабай». Щедро делится опытом с молодыми художниками и, самое главное, сам пишет прекрасные картины, которые, я думаю, вызовут положительный отклик у зрителей.
Шелепова П.Н. я тоже считаю своим учителем и ценю его знания и опыт.
В начале 80-х годов прошлого века я посещал студию изобразительного искусства в ДК. Благодаря Павлу Николаевичу студия получила звание «народной». Многие ученики стали художниками. Я хорошо знаю Семенского Володю, с которым мы учились в Краснотуринском художественном училище. После окончания училища он поступил в Санкт-Петербургскую академию художеств на отделение графики.
В период нашего обучения в студии он выделялся своими способностями. Шелепов способствовал развитию его таланта, и как действующий художник своими работами вдохновлял учеников.
Работы, представленные на выставке, были подарены Павлом Николаевичем Щучинскому историко-краеведческому музею, и вполне могли бы стать основой для создания будущего музея изобразительного искусства в городе Щучинске. Ведь у нас работали в свое время такие известные мастера как П.Яковлев, Г.Сулейманов, В.Сальков, В.Наточин, Ю.Васильев, которые известны всему Казахстану и далее, и которых уже нет среди живых. Но сохранились их работы в местных коллекциях и вполне могли бы украсить стены будущего музея.
Многие поколения художников мечтали об этом. Но, к сожалению, город не в состоянии воплотить этот благой замысел в жизнь.
Значение выставок, которые мы устраиваем в стенах краеведческого музея, педколледжа трудно переоценить. Они необходимы не только именитым художникам, но и молодому поколению художников. Без преемственности не может быть развития искусства. И хочется в очередной раз поблагодарить администрацию педколледжа и лично Бичун Г.В. за ту огромную работу, которую она делает для нас – художников.
Близно Александр.
Хрустальный замок
В мою бытность в нашем стройотряде был лозунг «Жить – не тлеть, а разметаться ветром в клочья». Так это все о нем. О человеке светлом, все куда-то спешащем, стремительном, желающим объять весь мир. Это о нем, удивительном, никогда не унывающем дарящем людям доброе, вечное – красоту. Это о нем – Юсуфе Жагипаровиче Крыкбесове.
Неугомонный, всегда в поисках чего-то нового, необыкновенного, очень отзывчивый и добрый человек.
Его творчество наполнено светом, чистотой и какой-то неземной радостью. Вот и сейчас на выставке его работ ты испытываешь что-то необыкновенное, трогательное, сказочное. Вот хрустальный замок, сквозь стены которого проникает луч света, высвечивая весь спектр цвета. И вдруг звучат кастаньеты танцующей Кармен. Немножко ностальгии от прощального танго. И все это – интуитивная живопись, автором которой является Ю.Ж. Крыкбесов. Незабываемое впечатление, лирическое настроение и желание жить.
Дорогой Юсуф Жагипарович! Пусть сопутствуют Вам всегда теплые слова в холодный вечер, полная луна в темную ночь и дорога с холма к порогу Вашего дома.
С уважением и признательностью,
Вероника Оводова.
Цветы, оттенки и нюансы…
Своеобразие и прелесть данной выставки состоит в том, что в ней представлены два очень талантливых, но очень разных по направлению и по технике исполнения художника: Шелепов П.Н. и Крыкбесов Ю.Ж. С одной стороны мы видим роскошные реалистические пейзажи Борового, выполненные в технике живописи, с другой – непривычные нашему традиционному восприятию картины, каждая из которых дает пищу для зрительской фантазии, и в этом, несомненно, их ценность. То, что у картин отсутствуют названия, делает их еще загадочнее, еще интереснее.
У зрителя возникают свои неповторимые ассоциации при созерцании этих творений. Кто-то видит дождь и молнию, кому-то чудится странное переплетение веток и проглядывающую сквозь них луну, кто-то видит дождь, снег и солнце одновременно… И возникают эти образы в соответствии с настроением и собственными пространственными представлениями…
Кстати сказать, Юсуф Жагипарович владеет и традиционными техниками, ему подвластны и живопись, и графика. «Интуитивная живопись» — так охарактеризовал автор свои творения. Я смотрела на эти, поистине «космические» картины, и у меня родился вот такой экспромт:
Цветы, оттенки и нюансы,
Мазки и пятна, и штрихи,
Тем, кто поет – здесь хочется пропеть романсы,
А тем, кто пишет, написать стихи.
Все здесь так ярко, выпукло и зримо,
В душе рождается смятенье и покой…
Прошу вас, люди, не пройдите мимо
Чудесной выставки такой!
Людмила Шарова.