Как раскрыть в себе талант

Главный материал, Новости, Новости Щучинска 7 441 Ю.Крыкбесов, руководитель студии «Интуитив», ТОХ «Арт Бурабай»

Современная психологическая наука утверждает, что каждый человек от рождения обладает огромным творческим потенциалом. Этот пласт талантов находится глубоко в нашем подсознании. По их мнению, наша личность разделена на две подструктуры: внутреннее «Я» и внешнее «Я». Та личность, которая известна нам как тело и психика, относится к внешнему «Я» или к материально обусловленному существованию. Та личность, источником которой является духовная составляющая и сверхсознание, относится к внутреннему «Я», которая никак не связана с временностью и конечностью. Как известно, все великие открытия в области эмпирической науки были сделаны в результате внезапного озарения (инсайта), которому предшествовали долгие годы сосредоточенного раздумья (медитации). Секрет такого озарения кроется в свойстве нашего ума. Как только нам удается сделать наши чувства и ум «послушными», нам откроется доступ к нашему внутреннему «Я».

Рассмотрим примеры. Реализм, как ведущее направление изобразительного творчества в конце 19 и в начале 20 веков был подвергнут переосмыслению. Появилось много новых авангардных течений в живописи, музыке и других видах искусства. Например, живописью стали заниматься люди, не имевшие академической подготовки (Ван Гог, В.Кандинский и другие). Как это ни странно, сегодня они отнесены к гениям живописи.

Моя частная методика обучения живописи основана на тех же принципах инсайта. Академические знания и умения здесь не играют существенного значения, а зачастую являются препятствием на пути к открытию своего скрытого таланта. Моя многолетняя педагогическая практика показала, что обучение медитативной или интуитивной живописи приносит участникам глубокое эстетическое наслаждение и удовлетворенность собой, делает их более счастливыми. Возрастных ограничений здесь не существует. Можно начать обучаться и в три года, и в восемьдесят лет.

Используя практику медитативной живописи, я и мои ученики стали постоянными участниками городских, областных и международных выставок. О нашем творчестве написано много статей в газетах и литературно-художественном журнале «Богема», выпущены красочные каталоги выставок.

Например, по итогам международной выставки в феврале 2020 года в городе Семее, посвященной 175-летию Абая, на которой, в результате экспертного отбора, были представлены несколько наших работ, которыеполучили высокую искусствоведческую оценку. Нашим творчеством заинтересовались представители Евразийской творческой гильдии «Evrasiancreativeguild», штаб-квартира которой находится в Лондоне.А известная французская галерея современного искусства «GalerieEvenementielle», ознакомившись с каталогами работ нашей студии, предложила заключить контракт на реализацию и популяризацию наших работ в странах Западной Европы.Как видно из приведенных фактов, продуктивность указанной методики подтверждается на практике.

Важен ли возраст для занятия медитативным творчеством.Вопрос, на мой взгляд, очень актуален. Поговорим о пожилом возрасте. В частности, по моим наблюдениям, три сценария определяют сегодня поведение некоторых людей пожилого возраста. Первый, желание помочь близким людям вынуждает искать возможности дополнительного заработка. Второй, полностью противоположный первому. Можно определить его как гедонистический. Тезис таков:

…Хватит мучить себя работой, которая отнимает остатки здоровья и свободного времени. Надо расслабиться и позволить себе радости, которые были ранее недоступными. Например, начать путешествовать по интересным местам, общаться с теми людьми, кто действительно тебе приятен, активно отдыхать, занимаясь любимым делом и т.п.

Третий сценарий самый удачный – это продуктивное творчество. Есть люди, которым посчастливилось после ухода на заслуженный отдых, прикоснуться к творчеству и ощутить вкус созидания от возможности самореализации.

На страницах наших местных газет, в последнее время, часто появляются публикации о новом направлении в изобразительном искусстве, завоевывающим право существованию наряду с традиционным искусством. Приведу выдержку из статьи Валентины Земляковой под названием «Как я начала рисовать»: «…Мой интерес к рисованию в детстве ограничился вырезанием кукол из бумаги. Это было самое креативное занятие. На этом мой художественный «талант» был исчерпан. Мой внутренний художник «умер» или затаился и ждал своего часа.Я любила рассматривать картины известных художников в музеях, на выставках. Иногда зависала в отделах художественных товаров. Но этим все и ограничивалось.С уходом на заслуженный отдых появилось много свободного времени, и я стала думать, как его использовать. По приглашению друзей детства из студии «Арт Бурабай» стала посещать выставки местных художников, появилось желание писать о них.

Мою уверенность в неспособности к рисованию пошатнул мой друг детства Юсуф Крыкбесов. Он уговорил меня попробовать себя в интуитивной живописи, так сказать «пнул» моего внутреннего художника. И я начала заниматься под его руководством, делая всё необходимое для этого. Увлеклась. Первый раз в жизни я получила настоящее удовольствие от результата своей работы. Я поняла одну простую истину: нельзя что-то сотворить, не делая ошибок. Удивительно открывать себя для себя почти в 70 лет. Наверное, лучше поздно, чем никогда.Очень важно в жизни найти такое занятие, от которого загораются глаза. Это делает жизнь насыщенной, сразу же появляется настроение праздника.Я хочу сказать о том, что изменилось в моей жизни после того, как рисование и написание статей о живописи, о художниках прочно закрепилось в ней.

Во-первых, однозначно повысилась самооценка. Второй плюс – значительно улучшилось эмоциональное состояние. Стала спокойнее относиться к мелочам, которые раньше жутко раздражали. В-третьих, удалось полностью побороть страх опозориться за свои рисунки. Теперь я четко понимаю, как и с чего начать. Поняла, что есть актуальная отмазка на все времена – я художник. Я так вижу, это мой стиль.И главное, я стала смотреть на окружающий мир другими глазами. Мир изменился, и это мне однозначно нравится.

Как я поборола страх к рисованию? Ответ банален. Просто вышвырнула внутреннего критика из своей головы. И дело вовсе не в отсутствии пресловутого таланта, а наше неверие в собственные возможности. Сколько не убегай от мечты, она все равно настигнет.Мой совет: рисуйте как можно больше и чаще, узнавайте новые грани своей жизни, наполняйте творчеством каждый день!».

Вероника Оводова пришла в студию в непростой в её жизни период. Недавно ушел из жизни её супруг. Пришло одиночество, а вместе с ней спад жизненного тонуса. Сын с семьей проживают в России, близких друзей практически не осталось. Именно в этот период её жизни она познакомилась с интуитивной живописью. Вскоре появились картины, которые нашли достойное место на выставках художников объединения «Арт Бурабай». О своих творческих впечатлениях она пишет: «Рисованием раньше не занималась. Считала, что нет к этому способностей. Однако на первом же занятии ощутила странное влечение к смешению красок, пятнам и динамичным мазкам. Живописные сочетания, которые возникали на полотне стали находить в моей душе эмоциональный отклик. Мои внутренние зажимы и переживания медленно стали растворяться в потоке новых, свежих и радостных ощущений.Каждой своей клеткой я погружалась в мир, где нет места сомнениям и страхам. Образы как бы возникали сами собой, без особых усилий. Я бы назвала их саморождёнными или самопроявленными. Естественно у меня возникал вопрос об их авторстве. На мой взгляд, я в этом процессе стала просто слепым инструментом в чьих-то невидимых руках. Честно говоря, у меня реально возникло ощущение невольного плагиата. Позже я поняла смысл слов философа Раджниша Ошо: «Чем меньше в картинехудожника, тем она более талантлива». По его мнению, задача истинного художника заключается в том, чтобы он превратился в стебель пустого бамбука, через который проливалось бы на полотно дыхание Бога. Это действительно магическое действо, оно захватывает и уносит меня в мир сказочных образов, которые так вдохновляют и умиротворяют. Это своего рода глубокая медитация, где нет суеты повседневности, печали и тревог. Мне, кажется, смысл арт-терапии в этом и заключается. Я бы настоятельно советовала бы всем, кого одолевает беспокойство и неудовлетворенность жизнью, заняться таким видом творчества. Это вполне доступно для всех желающих.Парадокс заключается в том, что художник не ставит здесь никаких смысловых задач и творческих замыслов, как это принято в традиционном искусстве. Как говорит известный художник-педагог по интуитивной живописи Игорь Сахаров: «Вначале на полотне должен возникнуть «вселенский хаос», а затем, из этого хаоса, как бы случайно, рождается красота и гармония. Замысел и идеи появятся после завершения картины. А роль толкователя картины должна принадлежать зрителю». Вот такой демократичный способ процесса сотворчества возможен только в таком виде творчества, где и автор, и зритель являются равными партнерами. Думала, что трудно начинать обучение чему-либо в возрасте 80 лет, но раскрывать в себе скрытые способности и таланты оказывается очень легко, когда есть опытный педагог-наставник. Роль его заключается не в дидактических наставлениях, а в деликатном направлении энергии созидания в нужное русло, русло индивидуального проявления своей уникальности. Шаг за шагом укрепляется убежденность в правоте моего творческого выбора. Ошибок не может быть по умолчанию. Ошибки могут возникать там, где есть образцы и определенные шаблоны, которые являются критериями оценок. В спонтанном процессе самовыражения все идет по другим законам. Главное — это полное отключение мыслей-сомнений. Я убедилась в том, что моё подсознание само знает, что делать в данном случае. Мой учитель часто приводит слова Густава Юнга о том, что в каждом из нас находится некто, кому миллионы лет. Так давайте доверимся ему. В наших генах заложен опыт всего человечества. Наша задача – открыть шлюзы, сдерживающие наши таланты».

В качестве иллюстраций словам моих учениц-коллег хотел бы сделать краткий анализ их живописных полотен под названиями «Ночная фея»(В.Оводовой) и «Узоры Бурабая» (В.Земляковой). Обе работы написаны гуашью на оргалите в студийных условиях. Размеры полотен 60см на 80 см. Для начинающих художников это довольно большие размеры. Впервые они были представлены на выставке, посвященной 20-летию ГНПП «Бурабай» в городском Доме культуры в октябре 2018 года. По своим художественным достоинствам они вполне могут претендовать на выставки современной живописи международного уровня. Учитывая эстетические запросы современного западного арт-потребителя, такие композиции выглядят довольно привлекательно и востребовано. К сожалению, большая часть наших зрителей еще не готовы по достоинству оценивать такие работы. Причина здесь кроется не в низком вкусе, а скорее в маленьком багаже зрительского опыта восприятия подобных художественных образов.

«Ночная фея»,«Узоры Бурабая» выполнены в стиле лирического абстракционизма. Процесс создания композиции происходил на глазах студийцев и занял два, три занятия. Никакой программы и замысла не было. Единственное желание авторов – это писать композиции по наитию, для собственного удовольствия от процесса и ожидания какого-то чуда.Это и есть основной мотив. Сложность заключалась в том, что гуашь очень капризная вещь. В отличие от масляных и акриловых красок, высыхая, гуашь сохраняет свойства к растворению при соприкосновении с водой. Поэтому накладывать новые слои краски надо быстро и полусухой кистью, чтобы не произошло смешение цветов с цветовой основой. Как видно, авторам удалось избежать этой проблемы. Не изучая основ цветоведения, легко создать грязные сочетания тонов. Поэтому многие художники-любители страдают этой болезнью. Однако, если довериться своей интуиции и отключить мысли-сомнения, и смело довериться своей руке, то глубоко скрытая природная палитра начнет проявляться в своей естественной чистоте. Поэтому, многие профессиональные художники и искусствоведы удивляются феномену: когда начинающий интуитивист легко справляется с этой самой сложной для живописи проблемой.

Второй феномен – это обилие почти реалистических образов, возникающих как бы случайно, сами собой. Возникает соблазн уточнить и доработать эти образы. В этом кроется опасность увлечься и испортить впечатление спонтанности и естественной свежести. Внимательно вглядываясь в картины В.Оводовойи В.Земляковой, можно заметить некоторые характерные особенности их творчества.Например, легкость письма в сочетании с динамичными мазками, и пятнами придает их письму новаторскую смелость. Этому могут позавидовать многие профессиональные художники. Прошу зрителя попробовать высказать свои суждения по этим картинам, понимая, что газетный вариант картин не очень для этого удобен. Однако, попробовать можно. Будем очень благодарны. Наши уважаемые главные редакторы местных газет тоже являются поклонниками нашего творчества. Алексей Каримов и Наталья Авдеюк также принимали участие в мастер-классе и стали авторами интересных композиций.Думаю, они поддержат нас в этом начинании.

18 июня в социальных сетях (Facebook, Instagram)была проведена впервые в области онлайн-выставка художников нашей студии под девизом «Созидание через искусство», посвященная100-летию Акмолинского областного историко-краеведческого музея. Выставку организовала и провела директор Щучинского краеведческого музея Гульден Шамиганова, которая сама является активным пропагандистом и участником многих мастер-классов, проведенных летом прошлого года. Например, мастер-классы в«Ночь музеев», и в ОРЦ «Discovery Borovoe» для детей многих областей нашей страны. Музей планирует также провести выставку нашей студии в областном центре Кокшетау, в этом или следующем году.

Вот некоторые отзывы на онлайн-выставку. АлмаСунгат: «Всё то уникальное, что создаёт художник – это и есть интуитивная живопись. Это — озарение, проницательность и способность проникать в смысл жизни. Самое главное – это харизма (Божий дар). Очень интересная выставка-размышление». Слова восхищения выразили А.Нурмаканова, научный сотрудник отдела этнографии АОИКМ, А.Кунанбаева, старший научный сотрудник отдела Всеобщей истории АОИК и многие другие представители нашей научной и художественной интеллигенции.

Художники творческого объединения «Арт Бурабай» в настоящее время базируются в специально оборудованном помещении педагогического колледжа. Директор колледжа Галина Викторовна Бичун создала все условия для продуктивной деятельности творческого объединения.Недавно в колледже был проведен, уже ставший традиционным, праздник живописи «Весенний вернисаж». Например, более шестидесяти зрителей приняли участие в мастер-классе по интуитивной живописи.

Основная мысль вышеизложенного заключается в том, что для интуитивного творчества не нужны способности, таланты, специальная подготовка. Надо просто довериться наставнику и следовать его наставлениям. Как показал опыт работы с детьми дошкольного и младшего возраста, чем раньше дети начинают приобщаться к такому виду творчества, тем более раскованными и креативными они становятся. Это помогает им проявлять свою индивидуальность, то есть свою истинную природу. Говорят, найти своё предназначение в соответствии со своей природой, это уже счастье. Ведь многие из нас прожили свою жизнь, выполняя профессиональные обязанности, навязанные родителями или обществом.

Самый большой груз, который мы несём на своих плечах – это груз нереализованных желаний родителей. Сегодня будущую специальность для своих детей родители подбирают, исходя из соображений престижности и доходности. Тем самым толкая своих детей в ловушку материальной целесообразности в противовес их природному предназначению и счастливой жизни. Недавно я прочитал откровения одной женщины, которая многие годы проработала в доме престарелых. Так вот, на пороге смерти абсолютное большинство людей искренне сожалели о том, что не смогли посвятить себя любимому делу, а всю свою жизнь занимались не тем, что приносит радость и удовлетворенность жизнью. Разве это не печально? Мы думаем, что власть, деньги гарантируют счастье. Как говорит статистика, в мире ежегодно растет количество самоубийств. И в основном, казалось бы, в материально благополучных западных странах. У нас тоже с этим не все хорошо. И одной из причин является невозможность устроить свою жизнь в обществе в соответствии со своими природными качествами. Восточные мудрецы говорят, что счастье – это найти себя, своё истинное «Я». Это означает, что то «Я» (личность), которое связано с нашими внешними обозначениями такими как пол, возраст, этническая принадлежность, социальный статус и другое, не принесёт нам покоя и мира. Половые, этнические, возрастные, социальные различия всегда связаны с борьбой мнений и конфликтами интересов.Находясь на платформе телесной концепции жизни, невозможно избежать страданий, приносимых нам нашим телом, умом, материальной природой и другими людьми. Путь же к истинному «Я» лежит через обращение своего взгляда во внутренний мир. Проникнуть в который невозможно, не преодолев стену из непрекращающегося потока мыслей и эмоций. В одном древнем трактате сказано, что легче остановить ураганный ветер голыми руками, чем неуправляемый поток мыслей и связанных с ними эмоций. Для этого нужно заниматься специальной йогической практикой.Мы же предлагаем медитативный путь остановки ума. Медитация – это сосредоточенность на тишине или таком виде деятельности, где нет необходимости в размышлениях. Полная остановка умственной деятельности для нас не достижима, но частичная возможна. А это уже огромный прогресс. Так вот, медитативное, или по иному, интуитивное творчество эффективно помогают раскрытию своего внутреннего потенциала, который со временем может привести к большим художественным откровениям. Надеюсь в заинтересованности читателя к этой проблеме самореализации. Особенно это касается детей и людей пенсионного возраста. Первые еще не погрязли в рутине повседневных забот существования, а вторые, уже освободились от многих житейских забот.

Закончить статью хотел бы словами самого популярного и дорогого в мире художника Герхарда Рихтера: «В какой-то момент приходишь к выводу, что у Случая все получается куда лучше, чем то, когда я что-то придумываю сам». Лучше не скажешь. Ведь не зря говорят, что Случай – это язык богов, а интуиция – это сплошная закономерная случайность.