Что можно для этого сделать?

Cтатьи, Отношения, Семья, Дети 1 446 Юсуф Крыкбесов

Когда дети быстро развиваются.

Продолжаем разговор о том, как можно коренным образом улучшить систему образования для того, чтобы наши дети были счастливы в школе и нашли своё жизненное предназначение. В предыдущей статье мы начали разговор о человеке, который стал революционером в вопросе гуманного обучения детей. Им был Александр Григорьевич Ривин.

Уважаемый читатель, обратите внимание на факты его биографии. Учился он на инженера, а состоялся как педагог. Давайте обратимся к тексту Бхагавад гиты (3.35)

Гораздо лучше человеку выполнять своё предназначение, пусть даже несовершенным образом, чем чужое – в совершенстве. Лучше изведать неудачи, исполняя свой собственный долг, чем выполнять чужой, ибо следовать по чужому пути опасно

Из статьи в статью я привожу примеры из реальной жизни и священных текстов о важности нахождения своей природы. Найти свою природу, своё жизненное предназначение – это большая жизненная удача. Александру Ривину судьба подарила такой шанс. Смотрите, что пишет он сам:

«В то время меня охватил революционный пафос. Я готов был работать сутками. Спал мало, но усталости почти никакой. Это было страстное горение. Моё состояние передавалось и моим ученикам. Нас радовали, окрыляли постоянные успехи»

Налицо признаки проявления своей истинной природы. Разве можно человека, которому не нравится его профессиональная деятельность, заставить так относиться к выполнению своих обязанностей.

В одной из предыдущих статей мы говорили о том, как можно определить человека, который нашёл своё предназначение. Во-первых, работает такой человек в большей степени не за деньги, а за идею. Во-вторых, он может работать долго, не ведая усталости. В-третьих, он заражает своим энтузиазмом других людей. В данном случае, это его ученики, которые радовались вместе со своим учителем своим успехам. И это окрыляло их. Что может быть более совершенным, чем совместная радость от совместной работы учителя и учеников. Вы скажете, что так могут действовать только педагоги от Бога. Согласен, но почти каждый человек склонен к педагогической профессии. Любой отец в традиционной культуре считал своим долгом передать своему сыну все свои опыт и знания, связанные с его семейным ремеслом. Каждый рабочий завода в советское время имел ученика, которому он должен был передать свои знания и опыт. Каждая мать передаёт своей дочери навыки быть женой и матерью. Наверное, поэтому А.Ривин обратил внимание на то, что у всех его учеников проснулись способности к преподавательской деятельности. Всё очень просто. Педагогические способности у его учеников проснулись сами собой, естественным образом, так как всем его ученикам ежедневно приходилось передавать знания и умения другим товарищам по группе.

А.Ривин дал им такую прекрасную возможность – быть учителями друг друга. Только при соблюдении этого важного условия можно разбудить в детях скрытые таланты и гениальность. Но главное, что сделал А.Ривин – он дал прекрасную возможность детям найти свою природу, а значит своё предназначение в жизни. Именно поэтому он назвал свой метод «талгенизмом» (от слов «талант» + «гений»). Он интуитивным образом почувствовал, что таланты и гениальность скрыты в каждом его ученике глубоко в генах. Он глубоко поверил в это и убедился в этом на своём личном педагогическом опыте.

Разве это не могло не вдохновить его. Я вынужден ещё раз заострить внимание читателя на тексте, который был уже приведён выше. Как было сказано в предыдущей статье, ещё в 1911 году его заинтересовал вопрос: почему в области физического труда наступает время механизации и автоматизации производства, а учебный умственный труд выполняется по первобытному: учитель учит сразу всех, целую группу школьников, всех одинаково, как стадо. Он называл такое общепринятое обучение стадным. Разве эти слова не актуальны сегодня?

Ян Амос Коменский жил и творил в семнадцатом веке. Его заслуги в дидактике очевидны. Но как можно более трёхсот лет не менять разработанную им классно-урочную систему? Разве это не парадокс?

А.С.Макаренко тоже удивлялся этому, говоря, что основные виды деятельности человека технологичны. Есть определённая логическая цепочка действий, без которых производство просто будет невозможным. Так почему же обучение не работает по таким же принципам?

Сегодня, в век информационных технологий процесс технологичности охватил буквально все сферы деятельности человека, кроме образовательной деятельности. Мне могут возразить. Как так, посмотрите, как сегодня работают учителя? Учебный процесс полностью компьютиризирован. Учителю не надо каждый раз писать на доске. Он может создать презентации урока, которую ученики могут загрузить себе в информационные носители и воспроизводить сколько угодно.

Сегодня, в отличие от прошлого, каждый ребёнок свободно может найти любую необходимую информацию в своих смартфонах. Согласен, в этом плане труд учителя значительно облегчился, но, к сожалению, учитель отдалился от учеников. Между учителем и учеником возникла информационная стена. Главным в обучении стала информация и информационные технологии. В образовании тоже появилось такое понятие как педагогические технологии. Г.К.Селевко даже создал «Энциклопедию педагогических технологий». Это большое двухтомное издание, где собраны все известные педагогической науке педагогические концепции современности. Однако, по сути, школа по-прежнему осталась в старой системе.

Как известно информация не воспитывает. Информация в принципе не может изменить личность человека. Личность меняется в деятельности. Об этом много в свое время писал известный советский психолог А.Леонтьев. Следовательно, личность ученика может изменить только правильно организованная деятельность. В понятие деятельности входят такие действия как учение, деловая игра и деловое общение и другое. А.Ривина также интересовала эта проблема: Как облегчить труд учителя и одновременно сделать его более результативным? Как ученики должны тратить время и силы меньше, а знать и уметь больше. Как сделать так, чтобы овладение науками проходило быстрее и в то же время качественнее. И он это понял и сумел продемонстрировать на своём опыте. И эти слова посвящены человеку, который нашёл свою истинную природу.

Однако, как мы показали, каждый человек обладает педагогическими способностями. Но беда современной системы образования заключается в том, что школа превратилась в бюрократический винтик системы образования западного образца. Эта бездушная система отторгла учителя от живой работы с детьми. Если так будет продолжаться и дальше, то мы станем свидетелями полной деградации нашей школы и наших детей. Дети просто вынуждены будут уйти в другой, виртуальный мир современных информационных технологий. Возможно, кому-то это выгодно и на руку.

В послевоенные годы о А.Г.Ривине забыли. В наше время в педагогических вузах о Ривине даже не упоминалось. В предыдущей статье, вспоминая своих учителей, я уже писал о том, что если бы наши уважаемые учителя знали и применяли методику Ривина, мы бы все учились на пятерки.
В 1993 году мне посчастливилось пройти месячные курсы переподготовки учителей по Коллективному способу обучения А.Ривина. Мы убедились в преимуществах этой методики. Однако массового характера она не приобрела. Были отдельные учителя, которые стали использовать КСО на своих занятиях. Но постепенно всё затихло. Видимо, причин этому было много. Мне тоже этого сделать не удалось, так в связи с выездом в другой город и сменой вида деятельности не связанной с педагогикой, я этим заниматься не мог.

В 1996 году я вернулся в Щучинск и стал работать в Кадетском корпусе. По долгу службы мне пришлось руководить циклом общеобразовательных дисциплин. Коллектив педагогов был небольшим, но творческим. Буквально с первых дней работы преподаватель физики и математики Наталья Михайловна Пилипенко стала использовать на своих занятиях методику профессора Киры Вазиной «Коллективная мыследеятельность (КМД)». Кадеты работали в маленьких группах из шести человек. В каждой микрогруппе был свой лидер-консультант, который возглавлял работу учащихся. Первые открытые уроки по данной технологии стали проводить Н.М.Пилипенко, Т.Н.Максимова, Е.В.Рождественская. Для многих это было в новинку. Весь педагогический коллектив стал искать новые подходы в обучении. Плодом этой работы явилась книга «Научись учиться» под редакцией Н.М.Пилипенко, где учителя делились своими мыслями о новых подходах в воспитании и обучении кадетов. Например, Марал Карбиевна Космагамбетова стала активно использовать опорные схемы по методике В.Ф.Шаталова. Помню, с каким воодушевлением она вместе с кадетами работала над многометровыми опорными схемами, которые помогли ей добиться значительных результатов. Но самое главное, дети полюбили географию.

Летом 2005 года в Щучинске были организованы курсы переподготовки учителей по технологии модульного обучения, разработанной кандидатом педагогических наук М.М.Жанпеисовой. Тогда эти курсы прошли Н.М.Пилипенко, Т.К.Шаяхметова и автор настоящей статьи. Толеухан Шаяхметовой были проведены несколько показных занятий по модульной технологии. Талант педагога тогда раскрылся в полной мере. Присутствующий на фрагменте её урока Министр обороны Д.Ахметов был приятно удивлен умением педагога использовать современную обучающую технологию и традиционные методы.

После отъезда Н.М.Пилипенко на постоянное место проживания в США, работу по внедрению коллективных методов работы пришлось возглавить мне. Полностью ощутив преимущества данной технологии, я уже не представлял себе работу в традиционном режиме. Вплоть до ухода на пенсию, я стал активным пропагандистом этой педагогической технологии.

Скажу сразу, оказалось это непростым делом. Главным препятствием на этом пути стали простые человеческие слабости. Главная из них – нежелание покидать привычную зону комфорта. Ведь данная педагогическая технология требовала на первых порах большой подготовки. Для того, чтобы занятия были успешными, необходимо было провести определённую работу. Например, для того, чтобы материал стал доступным и интересным, необходимо было перевести теоретический материал на язык опорных схем по В.Шаталову.

Вы знаете, что сжатое образное восприятие информации гораздо легче усваивается детьми. На таких схемах легко просматривалась логика и структурная целостность учебного материала. Схемы – это своеобразный смысловой путеводитель. По схеме очень легко разобраться и быстро ухватить основной смысл изучаемой проблемы. Об этом прекрасно сказано в книге Л.М.Фридмана «Педагогический опыт глазами психолога». Мне посчастливилось детально изучить эту замечательную книгу, которая помогла мне понять психологическую основу значения опорных сигналов и схем. Но схемы можно составить только в том случае, если учитель сам прекрасно владеет учебным материалом. Трансформация большого по объёму учебного материала в схему требует определённых усилий. Не каждому дано такое важное педагогическое качество. Поэтому, многие учителя, испытав первую неудачу, сразу отказались от этой затеи. Сработал фрустрационный механизм – неуверенность в своих возможностях.

Следующим препятствием явилось нежелание учителей переводить учебный материал в форму однозначных вопросов и ответов. Смысл такой работы заключался в том, чтобы отфильтровать учебный материал, оставив важные смысловые единицы, по которым можно было бы легко восстановить общую картину изучаемой темы. В обычной педагогической практике считается, что чем больше учитель даст учебной информации, тем лучше для дела. Однако, это далеко не так. На практике большой поток информации снижает концентрацию внимания обучаемых на самом существенном, на самом важном. Неконтролируемый поток информации размывает главные смысловые опоры. И самым главным препятствием для овладения данной педагогической технологией стало непонимание учителями традиционной системы обучения, смысла организации учебного процесса на принципах педагогики сотрудничества. Они не смогли принять эту идею, считая, что отдавая детям свои функциональные полномочия, они этим самым потеряют авторитет и уважение. Лучше работать, чувствуя себя полноправным хозяином положения, продолжая использовать неэффективные способы обучения.

Например, меня всегда удивлял своей неэффективностью такой дидактический метод, как беседа. Учителя любят этот метод, так как создаётся впечатление активности учащихся на уроках. Отдельные ученики высказывают свое мнение по рассматриваемой теме, не имея целостного представления о проблеме. Такой ученический ответ-предположение только вносит путаницу в головах учащихся.

Во-первых, учитель знает, что ответ не может быть адекватным, так как он построен на догадках.

Во-вторых, на эту беседу впустую затрачивается драгоценное учебное время. Когда педагог ценит каждую минуту учебного времени, это говорит о том, что он заинтересован в каких-то видимых результатах.

Говорят, школьные учителя бывают трёх типов: те, которые информируют, те, которые объясняют и те, которые вдохновляют. Приведу пример о первом типе учителей. Как-то раз в Кадетский корпус и Военную Академию, которая тогда находилась в Щучинске, приехал заместитель Министра обороны по идеологической работе генерал-майор Жаломанов. Он посетил несколько занятий преподавателей в Академии и был очень расстроен тем, что увидел. А увидел он учителей первого типа.

Все преподаватели Академии и Кадетского корпуса работали, активно используя интерактивные доски, которые только стали входить в моду. Надеясь на то, что высокий гость будет в восторге от возможностей современной обучающей техники, преподаватели показали возможности интерактивной доски. Они показали прекрасные учебные презентации, возможности быстрого контроля знаний и т.п. Но ничего хорошего из этого не получилось.

Наша страница в Фейсбук! Подпишись!

Разумный генерал сразу понял, что интерактивная доска почти полностью заменила преподавателя, который только успевал сменять один слайд за другим, заставляя курсантов переписывать информацию с доски в рабочие тетради. Изредка преподаватель рассказывал, но при этом всю информацию читал с доски.

После этого он посетил Кадетский корпус и также остался недоволен работой преподавателей-офицеров, которые также всю работу переложили на технику. Он осудил преподавателей за такую показуху, где главным явилось создание видимости учебной работы. Действительно, в классе царила полная тишина, все курсанты молча переписывали в рабочие тетради информацию, представленную в презентации. В это время преподаватель просто ходил между рядами и молча наблюдал за, так называемой, работой курсантов. После увиденного проверяющий сделал вывод о том, что скоро профессия преподавателя будет не нужна, всё будет делать техника. Этот жизненный пример иллюстрирует учителей первого типа. Они просто дают информацию.

Теперь предлагаю поговорить о других типах учителей. Второй тип учителей – это учителя, которые объясняют. Такие учителя были характерны для советского времени. Они добросовестно выполняли свои обязанности, вкладывая в это много сил, времени. Но так как они работали в классно-урочной системе, то добиться стопроцентной успеваемости и качества знаний учащихся они не могли из-за несовершенства системы. Я помню, что такие учителя были искренне заинтересованы в результатах, даже в ущерб своему времени и здоровью. Единственным выходом из ситуации они видели в дополнительном разъяснении учебного материала во внеурочное время. Все прекрасно понимали, что это не даст массового результата. Учитель физически не мог охватить дополнительной работой столько учащихся. Но такие учителя искренне старались помочь детям, но не знали, как этого сделать эффективно. Сегодня тоже встречаются такие учителя. Но их становится всё меньше.

Третий тип учителей – это большая редкость. Во-первых – это люди, избравшие учительский труд по велению сердец. Это люди, которые не могут представить свою жизнь без этого. Во-вторых, они находятся в постоянном творческом поиске. И, в-третьих, их основным мотивом является любовь к детям и своему делу. Из таких людей появляются педагоги-новаторы. Л.М.Фридман говорит, что такие учителя вдохновляют своих учеников не словами и назиданиями, а своим личным примером. Находясь рядом с таким учителем, дети заражаются и заряжаются их созидательной энергетикой. Такие учителя становятся настоящими друзьями и коллегами. Они добровольно делятся своими учительскими полномочиями со своими учениками. Они позволяют ученикам стать полноправными субъектами учебно-воспитательного процесса.

Сегодня ученик – это объект учебно-воспитательного воздействия. Они не могут принимать участия в формировании целей, в планировании, обучении, контроле и оценке. Мы уже говорили, что информация и слова не могут воспитывать и развивать детей. Это пустая трата времени. Если хотите, чтобы ваши дети быстро развивались, необходимо организовать их учебную деятельность таким образом, чтобы они могли активно проявлять свои природные склонности и способности. Именно для таких учителей адресованы наши статьи.

Продолжение следует…