Цены на подсолнечное масло выросли в 1,7 раз с 2020 года

Новости Казахстана, Общество 2 422
Агентство по защите и развитию конкуренции провело анализ состояния конкуренции на рынке производства и оптовой реализации подсолнечного масла за 2020 год и январь-июнь 2021 года, сообщает Zakon.kz.

В период с 2017 года по октябрь 2020 года рост цен на подсолнечное масло не наблюдается, а с октября 2020 года по 2021 год стоимость масла увеличилась в 1,7 раз. ЗРК

По данным агентства, основными факторами повышения цены являются:

  • рост закупочных цен на сырье вследствие сокращения у производителей запасов сырья урожая прошлого года;
  • ориентация цен на мировые;
  • неурожай в Казахстане и в мире;
  • увеличение стоимости закупа воды на 0,25 МРП;
  • импортозависимость.

Как отметили в АЗРК, согласно балансу рынка подсолнечного масла за 2021 год, производство подсолнечного масла по республике с учетом экспортного объема не покрывает потребность республики: импортная продукция на внутреннем рынке составляет более 30% (производство — 323 218,0 тн, экспорт — 111 266,7 тн, импорт — 101 444,4 тн, реализация — 313 395,8 тн).

Производство подсолнечного масла осуществляют 8 основных крупных заводов (АО «Май», ТОО «Усть-Каменогорский маслозавод», ТОО «Востоксельхозпродукт», ТОО «Промбаза-7», ТОО «Белес Агро», ТОО «Шымкен Май», ТОО «Арай», ТОО «Евразиян Фудс корпорэйшн»), которые расположены в 6 регионах республики (Алматы, Шымкент, ВКО, ЗКО, Актюбинская и Костанайская обл.).

Основную долю из числа производителей по республике занимает АО «Евразиан фудс корпорейшн», АО «Май», из числа оптовых поставщиков -ТОО «Прима дистрибьюшн».

В агентстве также назвали одну из главных проблем реализации подсолнечного масла на рынке РК — большая часть ввозимых масел из России идет с недоливом, на этикетке написано 5 литров по факту 4,7-4,8 л, цена получается дешевле, надзорными органами Казахстана не контролируется.

Развитие конкуренции на данном рынке сдерживается наличием административных барьеров, среди которых:

  1. необходимость значительных финансовых вложений: для вхождения на данный товарный рынок и осуществления деятельности, потенциальные конкуренты должны располагать необходимой материально–технической базой, включающей в себя необходимые материалы (специализированная техника (дорогостоящее), оборудование, транспорт, персонал);
  2. нехватка маслосемян подсолнечника и увеличение стоимости сырья. Другие страны, Россия и Украина ввели таможенные пошлины на экспорт сырья. В России пошлина составляет 6,5% от таможенной стоимости товара, но не менее 9,75 евро за тонну. Сейчас в Украине действует вывозная пошлина в размере 10%.

Также отмечается ощутимое влияние сезонности, так как в период минимального спроса у предприятий практически останавливается реализация и производство подсолнечного масла (период максимального спроса с августа по ноябрь, период минимального спроса с января по февраль — в данные месяцы оптовые продажи отсутствуют).АЗРК

Для устранения названных барьеров и системных проблем предлагается ряд мероприятий:

  • осуществление закупа у сельхозпроизводителей сырья по текущим низким ценам на дату сбора урожая, что позволит данным производителям не повышать цены, тогда как рост закупочных цен на сырье – подсолнечник, в течение года может повысить цены на конечную сельскохозяйственную продукцию в среднем на 30% и более;
  • увеличить посевные площади приоритетных культур, предназначенных для производства подсолнечника;
  • введение квотирования на экспорт товаров и сырья, по которым наблюдается рост цен либо введения таможенных пошлин на экспорт сырья, как в России и Украине.

На основании данных анализа АЗРК направило предложения в Министерство национальной экономики РК для включения мероприятий в Комплекс мер по контролю и снижению инфляции на 2022-2024 годы.