Почему «воспитание улицей» для детей не так уж и плохо

Cтатьи, Отношения, Семья, Дети 4 676

С первых лет жизни на детей влияют не только родители и ближайшие родственники, но и друзья, знакомые и совсем случайные люди — ни одному родителю еще не удавалось полностью оградить ребенка от влияния внешнего мира. Это было бы даже вредно для растущего человека. Наоборот, воспринимайте мир вне дома не как оппозицию домашнему уюту, а как среду, полную ресурсами и возможностями. Ведь одна из задач родителей — научить ребенка ориентироваться в большом мире.

В возрасте с 7 до 14 лет сыну или дочери полезно пройти период полновесной адаптации к самостоятельному взаимодействию с внешним миром. Ребенок семи лет эмоционально «отделяется» от родителей, причем, если мама упирается и не хочет этому процессу помочь или хотя бы не противиться, возникают естественные конфликты, психика требует взросления, и ребенок начинает бунтовать против взрослых. Предположим, мама боится, что дитятко упадет и набьет шишку, и хочет его уберечь. Да, упадет или ударится, где-то обожжется, и это необходимый и полезный каждой семилетке и ребенку постарше опыт. Если родители сдерживают ребенка, ограничивают его право «получить опытом по голове», они получают бунт. Ограничивать контакт с миром ребенка старше 7 лет так же вредно, как пристегивать младенца к люльке, потому что, учась ходить, он будет падать и реветь.

Ошибки в контакте с внешней средой для ребенка неизбежны. Равно как будет неизбежен негативный опыт и море глупостей. Задача мамы — не закрыть ребенка дома, а отпустить, а потом пожалеть, поддержать, посочувствовать и разобраться, что случилось и как в будущем повторения этой проблемы избежать. Но ни в коем случае не ругать за ошибку и не давить авторитетом, не упрекать: «Я же тебе говорила!» Лучше спросите: «Какого результата ты хочешь добиться? Что ты предполагаешь сделать для достижения цели?»

Вредно часами ругать ребенка, повторять нотации, говорит, что он мало на что способен. Лучше спокойно передать ребенку ответственность за взаимодействия во внешнем мире и быть рядом, готовой поддержать, когда понадобится.

А дальше пусть ребенок, без пяти минут подросток, учится своей свободой и ответственностью распоряжаться. Лично, без маминого контроля. Какими будут последствия того или иного решения — его дело, маму это не касается. Оценки, отношения с учителями, друзьями, одноклассниками — тоже личное дело ребенка. Обсуждать эти сферы жизни ребенка родителям лучше в таком же формате, как мы говорим на похожие темы с друзьями. Без давления, претензий, менторского тона и насмешек. Это идеальная родительская позиция. Она позволяет перестать сходить с ума за ребенка, не паниковать из-за каждой мелочи, передать дочери или сыну ответственность, при этом научить ответственностью распоряжаться. И главное, родители превращаются из зануд в друзей, которые всегда на стороне ребенка, всегда поддержат.

Если же пытаться оградить ребенка старше 7 лет от контактов с миром или постоянно критиковать, упрекать и высмеивать, а настоящий кошмар — высмеивать при посторонних людях — родитель становится агрессором, врагом, который разрушает, а не поддерживает. И отношения между взрослыми и подрастающим поколением будут соответствующим, как на войне.

Лучше отпустить и оставаться рядом, быть готовым дома выслушать ребенка, пожалеть, поделиться, что вы тоже сталкивались с похожим, и рассказать, как действовали, предложить обсудить варианты решений. Хорошо, когда родитель начинает вести себя как лучший друг, с которым можно поговорить. Тогда контакту с сыном или дочерью ничего не грозит, а рассказ об опыте взрослого и его советы внимательно выслушают.

Родителям следует помнить, что одна из их главных задач — подготовить детей к встрече с внешним миром, научить выстраивать счастливые отношения, уметь достигать свои желания с помощью ресурсов и возможностей, которые они встретят за порогом родного дома, за пределами семьи и близкого круга.

Ольга Юрковская



Добавить комментарий