Широкие возможности информационного сервиса «Судебный кабинет»

Cтатьи, Человек и закон 11 677

В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года отмечено, что общество заинтересовано в полном, объективном и беспристрастном освещении деятельности судебной власти, в этих целях необходимо повышать уровень открытости и прозрачности судебной системы, в частности, путем предоставления, более широкого доступа населения к информации о деятельности судов.

О том, что судейское сообщество не должно быть закрытой корпорацией,находящейся вне зоны общественной критики,и об активном использовании информационных технологий в работе судов также отметил Глава государства на VI и VII съездах судей.

В целях реализации поставленных задач Верховным Судом Республики Казахстан запущен ряд электронных информационных сервисов, такие как: «Банк судебных актов», «Электронная судебная повестка», «Справочник по судебным делам», «Торелік», «Судебный кабинет». Целью указанных сервисов является упрощение процедуры судопроизводства, расширение доступа населения к правосудию и создание удобных условий для населения. Однако самым полюбившимся и завоевавшим популярность среди пользователей стал информационный сервис «Судебный кабинет», который предоставляет широкий спектр услуг, как для населения, так и для судебной системы.

Судебный кабинет– единое окно доступа к сервисам судов Республики Казахстан в электронном виде. Проект направлен на участие граждан в электронном судопроизводстве с использованием электронных ключей. Посредством сервиса «Судебный кабинет» физические лица и их представители, представители юридических лиц вправе представлять в суды документы (заявления, обращения) в электронном виде посредством заполнения электронных форм, размещенных на сервисе, а также произвести онлайн оплату государственной пошлины. Гражданин, его представитель или адвокат в любое удобное ему время, не выходя из дома или офиса, имеют возможность ознакомиться с судебными документами, просмотреть всю историю по интересующему делу и распечатывать судебные акты. Внедрение и применение современных технологий в судебной системе упрощает судопроизводство, снимает бюрократические барьеры, минимизирует контакт сотрудников судебной системы с гражданами, экономит время и средства граждан, позволяет достичь максимальной прозрачности и доступности судебной системы для населения страны.

Стремительное развитие информационных технологий, а также связанный с этим рост запросов общества диктуют необходимость постоянного совершенствования их использования в деятельности судебной системы. Так в 2015 году Верховным Судом совместно с Министерством внутренних дел реализован проект «Отправка административных дел», посредством информационного сервиса «Судебный кабинет», предусматривающий внедрение электронного взаимодействия между Комитетом административной полиции и судами при производстве по делам об административных правонарушениях.В настоящее время уполномоченным лицом все материалы, связанные с административным правонарушением, направляются в суды в электронном виде.

Так же в целях совершенствования имеющихся информационных технологий, с сентября 2016 года в судах республики, в рамках информационного сервиса «Судебный кабинет» внедрен проект предусматривающий предоставление постановлений об административном правонарушении в электронном виде, заверенных электронной цифровой подписью судей, страховым компаниям и их филиалам, в целях осуществления страховой выплаты вследствие дорожно-транспортных происшествий.Данный проект удобен тем, что позволяет исключить повторное обращение граждан в суд (в особенности иногородним, малоимущим гражданам), за проставлением отметки о вступлении в законную силу постановлений об административном правонарушении для предъявления его в страховую компанию,значительно уменьшить работу с бумажными носителями, а участникам судебного процесса – сэкономить свое время. Предпринятые меры так же являются одним из новшеств поэтапного перехода к электронному правосудию.

В настоящее время сервис включает в себя дополнительные разделы, такие как: подача жалобы на действие (бездействие) органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (в соответствии с главой 44 КоАП); жалоба о пересмотре не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях (в соответствии с главой 45 КоАП), уведомление по исковым заявлениям и жалобам, а также форум «Талдау». Запущен функционал отправка уведомлений пользователям, предусматривающий оповещение по вынесенному судебному акту со ссылкой для перехода его просмотра в формате PDF. Также посредством уведомления имеется возможность перехода в раздел «Динамика хода рассмотрения дела» для просмотра и скачивания всех вынесенных по делу судебных актов.

С 10 апреля текущего года на интернет-ресурсе Верховного Суда в рамках информационного сервиса «Судебный кабинет» открыт новый сервис «Внешняя оценка судов». Это еще один системный инструмент по оценке работы конкретного судьи. Проект «Внешняя оценка судов» реализован с одной стороны для дальнейшего обеспечения открытости, с другой – как объективный инструмент оценки работы судов и судей с целью определения уровня доверия населения, защищенности прав и законных интересов граждан в суде, то есть каждый участник судебного процесса, зарегистрированный в «Судебном кабинете» может дать оценку работе конкретного суда и судьи, качеству оказанной ему юридической помощи и участию прокурора в судопроизводстве в рамках анкетирования.

Пользователи сервиса «Судебный кабинет» оценили его возможности, сервис широко применяется населением и содействует эффективной работе адвокатов, судей и специалистов судов, способствует совершенствованию правовой культуры граждан, защите гражданами своих конституционных прав.

Внедрение современных электронных технологий в судебную систему республики позволило значительно повысить уровень доступа населения к правосудию, создать всем членам правового сообщества и средствам массовой информации условия для быстрого получения информации о деятельности судов.

В дополнении хочу отметить, что работу по развитию и внедрению в массы электронного информационного сервиса «Судебный кабинет» проводят суды Республики Казахстан совместно с Центрами обслуживания населения. В случаях если у граждан отсутствует возможность выхода в Интернет из дома или офиса, то они могут обратиться в Центры обслуживания населения, где обратившееся лицо может получить консультацию и квалифицированную помощь по отправлению электронных документов в суды Республики Казахстан. Также с более подробным наглядным пособием и Инструкций о порядке подачи в суд электронных документов посредством электронного информационного сервиса «Судебный кабинет» вы можете ознакомиться на сайте Верховного суда Республики Казахстан – sud.gov.kz

К.Хасенов,
заведующий канцелярией Бурабайского районного суда



Добавить комментарий