Почему мы чешем затылок, когда думаем?

Cтатьи, Психология и саморазвитие 1 643

Если верить психологам, добрую половину информации мы воспринимаем с помощью зрительных рецепторов, анализируя язык тела собеседника. Благодаря жестам речь становится эмоционально окрашенной, живой и, соответственно, лучше усваивается.

Активная жестикуляция в большей степени свойственна южным народам, но и мы тоже любим махать руками и по-разному сгибать пальцы. При этом никого особо не интересует, почему, например, мы чешем затылок, когда крепко задумываемся. Между тем история происхождения русских жестов весьма занимательна.

1. Кукиш

На Руси о кукише, вероятно, узнали от приезжих немцев, которые этим жестом пытались соблазнять русских барышень. Есть даже версия, что «фига» возникла от немецкого выражения fick-fickmachen — так звучало традиционное немецкое приглашение к интимной близости. Однако в русской традиции символ этого жеста трансформировался в обозначение категорического отказа. Очевидно, благодаря высокой нравственности русских женщин.

2. Бить себя в грудь

По одной из версий, этот жест пришел из воинской традиции кочевников и был занесен на Русь татаро-монголами. Так они приносили клятву своему сюзерену. Удары кулаком в грудь в качестве жеста должны были показать преданность человека.

3. Щелчок по шее

Жест из русской питейной традиции, аналогичный по значению, распространенному в конце XIX — начале XX века фразеологизму «заложить за галстук». Интересно, что этот прием взяли на вооружение спекулянты горячительными напитками во времена сухого закона, который Николай II установил в Российской империи в 1914 году.

4. Чесать затылок

Русский человек чешет затылок, когда чем-то озадачен. Вопрос: для чего? Конечно, вряд ли, чтобы простимулировать кровообращение мозга. Возможно, жест этот пришел из народной магии: таким образом наши предки вызывали на помощь пращура, гения рода.

5. Рвать рубаху на груди

Изначально это была импровизированная клятва. Есть гипотеза, что таким экспрессивным жестом наши предки показывали свою принадлежность к православной вере, демонстрируя крест. Также при казнях и некоторых телесных наказаниях экзекуторы разрывали у несчастного верх рубахи. А добровольное разрывание одежды в качестве убеждающего аргумента призвано было показать готовность человека взойти на плаху за правду.

6. «Коза»

Этот жест, оказывается, появился вовсе не в тюремной и не в рокерской среде. «Козе» уже несколько тысячелетий, и изначально она была связана с защитой от черной магии и злых духов. Вероятно, старшее поколение еще помнит потешку: «Идет коза рогатая за малыми ребятами…», когда взрослые пальцами показывают, как бодается коза. Это не просто игра с ребенком — таким образом наши предки снимали сглаз с детей.

Кроме того, «козой» сопровождали свои выступления древнегреческие ораторы — эта конфигурация означала «наставление». От древних риторов этот жест переняли христианские священники, которые часто сопровождали свои проповеди именно «козой». На некоторых православных иконах можно увидеть Спасителя и святых с выставленными вперед мизинцем и указательным пальцем.

7. Бросать шапку оземь

Головной убор (наряду с бородой) для русских мужчин в былые времена символизировал достоинство. Публичное снятие шапки считалось позором, своего рода гражданской казнью. Обычно этой процедуре подвергали должников. Добровольное же бросание на землю шапки демонстрировало готовность пойти на самый безумный риск, в котором ценой неудачи могло стать изгнание человека из общества.

Источник: http://b-picture.livejournal.com/7178486.html



Добавить комментарий