Если я не тело, то кто же? / 8

Cтатьи, Психология и саморазвитие 4 251 Юсуф Крыкбесов

Уважаемые читатели, это восьмая статья по этой теме. Начало вы можете найти в следующих номерах газеты: с 26 по 31.

В предыдущей статье мы рассмотрели медитационные техники в вайшнавской и суфийской традициях. Мы выяснили, что обе традиции во многом схожи. Это говорит о том, что истоки Ислама находятся в глубине веков. Так получилось, что суфийское направление Ислама оказалось очень близко к традициям Индуизма. Индуизм, как философия и практика, имеет свой источник в Ведах. Согласно Ведам, Они были ниспосланы людям с Абсолютного источника со времён сотворения материального мира.

Высший Разум всегда даёт человечеству «Инструкцию» о правильной жизни в материальном мире.

Этот материальный мир, согласно Ведам, был создан по желанию живых существ, обитавших в Царстве Бога, но захотевших самостоятельно управлять миром. В основе этого выбора лежит элементарная зависть к Красоте, Богатству, Могуществу, Всемудрости Верховной Личности Бога. Но так как в Духовном мире (Царстве Бога) уже есть Верховный Бог, то по беспричинной милости Бога, Он создаёт материальный мир для таких живых существ, исполняя их сокровенные желания. Любя и продолжая проявлять заботу о своих чадах, Он даёт им наставления, как правильно жить в этом опасном мире. Но, чтобы не мешать им в реализации их желаний, согласно своим эгоистическим желаниям, Он вынужден скрыть Себя от взора новых хозяев мира.

Он милостив и всегда исполняет наши желания. Завесой между Богом и людьми становятся такие энергии Бога как Время, Иллюзия, Качества (гуны), Материя, Карма, ум, разум и ложное Эго человека. Через такой непроницаемый слой материальных энергий практически невозможно увидеть Бога. Чтобы увидеть Его и опять вернуться к Нему, необходимо преодолеть эти преграды. После полного разочарования этим миром полного страданий и беспокойств, живое существо начинает обращать внимание на бессмысленность пребывания в этом материальном мире. Живое существо начинает искать выход из этого сумрачного состояния. Этот процесс называется «Поиск Бога или духовная трансформация». Истинная философия и религии помогают человеку в этом поиске. Великий ачарьявайшнавизмаШрилаПрабхупада говорил: «Религия без философии — простая сентиментальность, переходящая в фанатизм. А философия без религии – просто словоблудие, переходящая в ментальную спекуляцию». Итог ясен,либо религиозный фанатизм,либо спекулятивная философия, которые всегда уводят человека от Истины. Во всех мировых религиях есть великие святые, которые своим жизненным примером показали истинность этих слов. В духовной трансформации важно соблюдать определённые требования. В частности – это медитативные техники, успокаивающий беспокойный ум человека. Этой теме будет посвящена отдельная статья.

Сегодня я хотел бы заострить внимание на православной традиции успокоения ума. Отцы православной церкви указывали на важность медитации. Например, медитация представляется как созерцание Фаворского света. В традициях Буддизма и Индуизма это называется преодолениемума или самадхи. В йоге самадхи – это последняя ступень восьмеричного пути Аштанга-йоги. Это особое созерцательное состояние, при котором исчезает идея собственной индивидуальности. По сути, и есть состояние просветления (нирвана). Оно достигается с помощью длительной медитации, в результате которой индивидуальное сознание сливается с абсолютным. Пайлот Баба говорит: «Самадхи – это выход из всего. Вы – сами в себе, но вы космос, и вы ничто. В самадхи растворяются границы между личностью и оболочкой, стираются грани между вами и временем. Расстояния исчезают. Все время становится настоящим – нет прошлого, нет будущего, вы просто есть».

В обычной жизни человек не способен выйти за пределы постоянного потока мыслей. Они полностью овладевают им и ведут то в прошлое, то в будущее, не давая возможности остановиться в настоящеммоменте времени. Произнесение определённых молитв заполняет ум человека божественными вибрациями, которые постепенно вытесняют поток непроизвольных мыслей. Постоянные упражнения по правильному произнесению слов молитвы дают человеку возможность очищения сердца от кармической грязи. К сожалению, люди, считающие себя православными христианами, ничего не знают о важности медитативных молитв. А когда их спросишь, знают ли они Иисусову молитву, они начинают читать «Отче наш…». Это удивительно. В наш век цифровых технологий очень легко найти нужную информацию об этом, но, к сожалению, многие этим не интересуются. Хотел бы представить в данной статье такую информацию, которую я нашёл на православных сайтах. Речь пойдёт об Иисусовой молитве.

Иисусова молитва известна большинству православных верующих. Короткое, но очень ёмкое молитвенное обращение к Господу является одной из основных христианских добродетелей. По словам святых отцов сила Иисусовой молитвы непостижимо велика. Она служит надёжной защитой от вражеских помыслов. Являет собой самый короткий путь к Достижению Царства Божия. Богослов Игнатий Брянчанинов считал, что сила Иисусовой молитвы способна даже изгонять бесов из человека, «при этом совершается нечто подобное тому, что совершилось при изгнании беса из беснующегося отрока, после преображения Господня». Иисусовой молитве придаётся огромное значение в практике исихазма — хранения ума и сердца, сперва от греховных помыслов, а затем — от рассеяния помыслов. В конечном итоге достигается стояние ума на степени созерцания Фаворского света — человек встречается с Богом и плодом моления. Как только не называют Иисусову молитву верующие: «умное делание» (чаще так говорят про молитву, произнесённую в уме), «делание сердца», «умная молитва», «тайная молитва», «трезвение» и множество других. Ни у одной другой молитвы нет такого количества названий, что свидетельствует о её необычной популярности. Известно несколько вариантов Иисусовой молитвы, различающихся длиной текста и используемыми словами.

Читайте эту статью на нашем ЯндексДзене!

Каноничным считаются следующие тексты: Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́неБо́жий, поми́луй меня́ (мя) гре́шнаго (гре́шную);Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́неБо́жий, поми́луй нас гре́шных;Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас гре́шных. С давних пор повелось считать молитву одним из способов общения верующего человека с Богом, а поскольку общение это должно быть личным, произносить молитвословие принято в уединённой, отстранённой от повседневной суеты, обстановке. Но, как быть, если в силу обстоятельств, прочитать молитву становится невозможным? В таких, исключительных случаях, допускается молитву слушать, в том числе и молитву Иисусову. В остальном же «кто может при всем этом произносить молитву Иисусову со смирением, тот не должен оставлять оной». Иисусова молитва считается великим покаянным обращением человека к Господу, читая которое верующий не только просит Господа о помиловании, но и ходатайствует к Нему о помощи в предстоящих испытаниях и укреплении духа в борьбе с искушениями. Молитва даёт ключ к духовному развитию и совершенству. Сжигает все нечистые помыслы в сердце и обуздывает кипящие в нём страсти.

Иисусова молитва служит и ещё одной важной цели. Как известно из многочисленных высказываний святых отцов, Богу обязательно должны подчиняться две важнейшие составляющие человеческой души: ум и сердце. Такое подчинение приводит к тому, что со временем вся душа и тело человека становятся вместилищем Святого Духа. Подчинения души Богу довольно сложно добиться: оно требует непрестанного упражнения — памятования о Господе, коим и является моление Иисусовой молитвой. Если же чтения Иисусусовой молитвы не проводить, то душа человека «будет непрестанно упражняться в тех мыслях и чувствованиях, которые родятся в ней самой, иначе говоря, она будет развивать своё падение, развивать в себе ложь и зло, которыми она заражена».

Помимо огромной пользы для души, чтение Иисусовой молитвы может представлять и опасность для молящегося. В основном она связана с тем, что считается будто темные силы чаще «атакуют» людей, которые молятся Сыну Божьему. Регулярное вдумчивое чтение Иисусовой молитвы способно провести человека в рай, и чтобы увести «жертву» на темную сторону, бесы начинают раскрывать перед человеком его грехи и внушать мысли и невозможности спасения. К сожалению, не все люди справляются с бесовскими кознями и сдаются, обрекая себя на вечные мучения.

Не меньшую опасность для верующего представляет и духовная прелесть — «обманчивая святость», являющаяся уделом гордых и своевольных людей. Она часто проявляется на поздних этапах молитвенного подвига. В состоянии прелести человек начинает думать, что достиг личной святости, научился общаться с ангелами и святыми, и даже творить чудеса. Он легко поддается искушениям и обману, чем с удовольствием пользуется дьявол.

Согласно учению Игнатия Брянчининова, все люди в той или иной степени находятся в прелести, а осознание этого, по его словам, «есть величайшее предохранение от прелести». Он также заключает: «Величайшая прелесть — признавать себя свободным от прелести». Для того чтобы не поддаться искушениям и не сойти с намеченного пути при серьезном занятии Иисусовой молитвой, верующему человеку обязательно нужно постоянно советоваться с опытным духовным наставником, который смог удачно пройти этот путь. Среди мирян довольно широко распространено мнение, что творить Иисусову молитву могут только монахи. Конечно же это не так и браться мирянам за Иисусову молитву можно, но только тем, кому настало время, т.е. людям, уже набравшимся достаточного молитвенного опыта. Как говорил святитель Игнатий Брянчанинов: «Сначала научись молиться правильно, – научившись правильно, молись постоянно». К тому же, совершаемая постоянно сердечная молитва, набирая силу, требует от человека все более полной отдачи, все новых шагов, посвящения всего себя молитвенному деланию, названному позже умным деланием. И к нему нужно быть особо подготовленным — требуются пост, воздержание от посторонних развлечений и строгое исполнение заповедей Христовых. Без такого фундамента вместо огромной пользы молитва может принести существенный духовный вред.

Очень желательно перед началом практики взять благословение у опытного человека, который уже практиковал чтение Иисусовой молитвы. Поговорить с ним о трудностях и искушениях, которые могут встретиться при занятиях молитвой. Советоваться нужно регулярно, ведь никто не знает,что ожидает вас на нелёгком молитвенному пути. Стоит ознакомиться со статьями об Иисусовой молитве святителя Игнатия Брянчанинова, в которых он знакомит читателя с теоретическими аспектами молитвенной практики, даёт разъяснение о том, что такое прелесть и почему не стоит ставить перед собой каких-либо высоких целей.

Ряд верующих считают, что Иисусовой молитвой можно заменить чтение всех других, в том числе и самой главной молитвы — Отче наш. На этот счёт святитель Игнатий Брянчанинов замечал, что заменять другие молитвы Иисусовой молитвой (как самой простой и короткой) во всех случаях жизни келейное молитвенное правило разрешалось только неграмотным. В тоже время не будет ничего плохого в том, чтобы включить молитву Иисусову в устоявшееся молитвенное правило. Так, читая утренние молитвы, мы можем перед каждой молитвой прочитать ее десять раз. Иногда сразу же после начинательных молитв можно читать молитву Иисусову вместо утренних молитв и повторять ее, например, 5 или 10 минут, т. е. в течение того времени, которое обычно необходимо для чтения утренних молитв.

Во время вечерних молитв мы тоже можем упражняться в молитве Иисусовой. Замечательным подспорьем в практике чтения Иисусовой молитвы служит акафист Иисусу Сладчайшему. Обязательно читайте его 2–3 раза в неделю. Определить, правильным ли путем идет человек в своем молитвенном делании, можно по плодам. Плодом неправильной молитвы может стать гордыня ума. Человек начинает делать все напоказ, старается всем показать, что он долго молится, что он умеет творить Иисусову молитву. Часто в такой ситуации у людей начинается нервное расстройство, заметное со стороны, — нервные резкие движения, возбудимость, желание что-то доказать, поспорить. Это тоже показывает, что человек неправильно творит молитву.

Среди верующих довольно распространено мнение, что для успехов в практике Иисусовой молитвы творить ее следует 1000 раз в день, причем за один присест. Только в таком случае можно достичь нужной концентрации и просветления. Большинству простых людей творить Иисусову молитву столько раз за присест, конечно же невозможно. На этот счет старец Иона Одесский говорил: «Для начинающего, какая есть возможность, так надо и молиться. Хоть 300-500 раз в день помолиться мирянину. Монаху же, как преподобный Нил Мироточивый говорит, — семь тысяч Иисусовыхмолитв в день и семь тысяч молитв в ночь. Вот так монах должен творить – постоянно быть в молитве. Но даже и такая капля, как 200-300 раз, — тоже помогает: ангел пишет все. Когда человек постоянно молится, у него бывает наплыв радости, — и он постоянно ощущает ее и еще больше стремится усилить молитву».

Читать Иисусову молитву можно как вслух, так и про себя. Во время чтения обязательно придерживаться следующих условий: 1) понимания смысла каждого слова и всей молитвы и цели молитвы; 2) систематичности; 3) воздержанности; 4) уединения — если не физического, то в смысле погружения в себя; 5) внутреннего умиротворения и спокойствия; 6) умеренной продолжительности молитвословия — в зависимости от ситуации, но прежде всего до тех пор, пока молитва не вызовет утомление; 7) отсутствия подражания в молитве святым.

Опираясь на опыт святых отцов, стоит помнить, что при произнесении Иисусовой молитвы основным духовным центром должно становиться сердце. Второй духовный центр — ум — в этот момент нужно «выключать». У древнецерковных писателей-аскетов была разработана техника «сведения ума в сердце», при которой молитва Иисусова соединялась с дыханием, и на вдохе произносилось: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий», а на выдохе: «помилуй мя, грешнаго». Внимание человека как бы естественным образом переключалось с головы на сердце. Подобную практику нельзя назвать универсальной, подходящей каждому верующему. В принципе достаточным будет с большим вниманием и благоговением произносить слова молитвы.

Если же во время чтения заметите, что слова молитвы слились в единую массу и смысл ее потерялся — то такую молитву нужно прекращать делать. Всегда помните, что дело не в количестве прочитанного, а в качестве: лучше прочитать пятьдесят молитв и успокоиться, чем прочитать триста на уровне механического движения. Сколько раз в день читать Иисусову молитву особых рекомендаций нет. Некоторые люди ставят себе задачу произнести Иисусову молитву пятьдесят, сто или даже тысячу раз за день. В этом случае счёт при исполнении молитвенного правила легче вести имея под руками четки, которые будут служить и напоминанием о необходимости непрестанно молиться.

Ступени совершенства Иисусовой молитвы. Преподобный Варсонофий выделял несколько ступеней Иисусовой молитвы: «Первая ступень — молитва устная; когда ум часто отбегает и человеку надо употреблять большое усилие, чтобы собрать свои рассеянные мысли. Это молитва трудовая, но она дает человеку покаянное настроение. Вторая ступень — молитва умно-сердечная, когда ум и сердце, разум и чувства заодно; тогда молитва совершается беспрерывно, чем бы человек ни занимался: ел, пил, отдыхал — молитва всё совершается. Третья ступень — это уже молитва творческая, которая способна передвигать горы одним словом. Тогда такую молитву имел, например, преподобный пустынник Марк Фраческий. Наконец, четвертая ступень — это такая высокая молитва, которую имеют только ангелы и которая дается разве одному человеку на всё человечество».

В дополнении к этим ступеням монах Антоний в своей работе «Путь умно́го делания. О молитве Иисусовой и Божественной благодати» добавляет ещё две: Молитву умную деятельную, которая произносится мысленно (умная) при усилии самого человека (деятельная). И молитву умно-сердечную, при которой ум сосредоточен в словах молитвы, а сердце сочувствует смыслу слов. В отличие от идентично названной ступени, выделяемой Варсонофием, эта ступень является более низкой и не предусматривает непрерывного действия. Подробнее про ступени совершенства Иисусовой молитвы написано в книге Николая Михайловича Новикова «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий», особое внимание, в которой уделяется вопросам перехода от словесной молитвы к умно-сердечной, а также методам управления вниманием и соединения ума с сердцем. Книга доступна для чтения на сайте автора. Итак, как видно из приведенных примеров, медитация – это главный метод очищения сердца. Других путей не существует.

Наше сообщество в Вконтакте. Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!

Если внимательно вникнуть в суть слов отцов церкви, то большой разницы между православной и вайшнавско-суфийской традициями нет. Как говорит наш духовный учитель ЧайтаньяЧандраЧаранпрабху: «Если посадить рядом представителей христианства, ислама и индуизма, которые поднялись над уровнем ритуалов и догм, то разночтений в их толковании духовных истин не будет. На этом уровне духовной трансформации разделений на наших и чужих не может быть в принципе». Когда-то, ШрилаПрабхупада на встрече с представителями христианства на вопрос о том, как вайшнавы относятся к личности Иисуса Христа он ответил: «Иисус Христос – наш гуру!». Лучше не скажешь.

Продолжение следует…