Она могла стать известнее Эйнштейна, или о гендерных стереотипах
Сейчас многие считают, что имя Сесилии Пейн-Гапошкиной должно быть таким же известным, как имена Ньютона или Эйнштейна. Эта женщина внесла неоценимый вклад в науку: она первой открыла, из чего состоят звезды. Но это открытие не принесло ей ни счастья, ни заслуженной славы. В 1976 году, за 3 года до смерти, Пейн-Гапошкина получила единственную награду в своей жизни — премию Генри Норриса Расселла за вклад в науку. Это была ужасная, злая ирония, ведь именно этот человек прославился работой, которую украл у Сесилии.
Давайте ненадолго вернемся в прошлое, чтобы проследить судьбу женщины, которую называют «матерью звезд».
Влюбленная в звезды
Сесилия родилась в 1900 году в британском городе Уэндовере. Ее отец Эдуард Джон Пейн был талантливым историком и адвокатом. К сожалению, он умер, когда Сесилии было всего 4 года, и ее мать Эмма Перц содержала детей самостоятельно. Она дала всем хорошее образование, и 2 из 3 детей стали известными учеными: Сесилия — астрофизиком, а ее брат — археологом.
Будучи студенткой, Сесилия посетила лекцию известного астронома Артура Стэнли Эддингтона, который рассказывал о своей экспедиции на остров Принсипи в Гвинейском заливе. Сесилия вернулась домой совершенно потрясенной: она буквально влюбилась в звезды и поняла, что хочет изучать их всю жизнь.
Семья не поддержала девушку: ее увлечение далекими звездами казалось им по меньшей мере странным. Сесилия же хотела только одного — изучать звезды. Она намеревалась учиться в Кембридже, а когда ее семья отказалась оплачивать обучение, Сесилия выиграла стипендию и все равно уехала.
Но по завершении обучения девушку ждало первое жестокое разочарование. Когда она с блеском завершила курс в 1923 году, оказалось, что женщинам не выдают дипломов. И это в то время, когда Мария Кюри была признанным авторитетом в области науки, а все человечество уже готовилось к первому полету в космос.
Открытие всей жизни и новое разочарование
Подумав, Сесилия решает переехать в США, где должно быть куда меньше предрассудков. Она просто собирает вещи и меняет страну.
В Америке Пейн находит работу в Гарвардской обсерватории. Здесь же она создает труд всей своей жизни — книгу, в которой доказывает, что звезды состоят из гелия и водорода (до этого считалось, что они целиком состоят из железа). Сегодня этот факт мы изучаем в школе как аксиому, но в то время это перевернуло все имеющиеся представления о звездах.
Но Сесилия совершила ошибку: она показала свой труд Генри Норрису Расселлу. Он убедил ее, что ее открытие ничего не стоит, все расчеты ошибочны и научный мир просто поднимет ее на смех. Расселл посоветовал Сесилии заниматься другими вопросами, попроще. А через 4 года он опубликует свой труд, в котором будет утверждать, что звезды состоят из гелия и водорода. Ему достанутся все лавры первооткрывателя, и его имя войдет в историю.
Мисс Пейн все же выпустила свою книгу, но очень маленьким тиражом из-за влияния Расселла. За нее она даже получила ученую степень, но Гарвард отказался оказывать такие почести женщине. Так что степень великий астрофизик получила от колледжа Рэдклиффа.
Даже с ученой степенью Пейн отказали в работе профессора в Гарварде из-за ее пола. Она так и осталась техническим ассистентом, хотя фактически выполняла работу профессора.
Единственным спасением для Сесилии была работа. Она опубликовала еще одну книгу, собрав для нее столько данных, что ее труд фактически превратился в энциклопедию астрофизики.
Семейная жизнь
Тем временем она получила американское гражданство, а вскоре встретила любовь всей своей жизни — Сергея Гапошкина. У мужа Сесилии была богатая биография: сын каменщика, он служил в армии и даже работал на иранского шаха, но свое призвание нашел в астрофизике. Именно это и сблизило будущих супругов. Они поженились спустя год после знакомства, и их союз был таким же крепким и плодотворным, как и союз Марии и Пьера Кюри.
Они создали счастливую семью, вырастили 3 детей, а главное — провели множество совместных исследований. Сергей никогда не пытался присвоить себе работы жены, их труды публиковались в соавторстве. Они были счастливы, несмотря на злые сплетни о том, что Гапошкин просто добыл себе американскую визу, женившись на Сесилии.
Впрочем, в расчете подозревали и Сесилию. Исследования четы Гапошкиных получили множество наград в первую очередь потому, что принадлежали не просто женщине. Мужское имя в исследованиях позволило Сесилии получить хотя бы часть того признания, которого она заслуживала. А все вокруг подозревали, что она использует мужа для прикрытия. Хотя на самом деле они просто любили и поддерживали друг друга.
Мир вокруг медленно, но менялся. После Второй мировой войны наконец-то стало понятно, что женщины способны выполнять и мужскую работу. В 1948 году Кембридж все же начал выдавать женщинам дипломы.
Но только в 1956 году Пейн наконец-то стала профессором в Гарварде и стала получать нормальную зарплату, а не копеечную стипендию ассистента. И все равно она долгое время оставалась единственной женщиной-профессором в Гарварде.
В 1976 году, за 3 года до смерти, Пейн получила премию Генри Норриса Расселла — премию имени человека, который прославился, присвоив ее работу. Если ее коллеги хотели посмеяться над трудом Сесилии, то им это удалось в полной мере.
В 1979 году одна из величайших женщин-ученых умерла, будучи так и не принятой в Национальную академию наук. Она оставила потомкам бесценные знания о Вселенной и такие слова: «Не занимайтесь наукой ради славы или денег. Делайте это, только если ничего другого вы не хотите».