Лекарственная аллергия у детей: принципы профилактики

Cтатьи, Красота и здоровье 6 675

Основные принципы профилактики лекарственной аллергии:

  • главный принцип профилактики лекарственной аллергии прост, понятен, бесспорен — максимально возможное ограничение использования лекарственных препаратов. Не только врачи, но и родители обязаны помнить очевидное философское и этическое правило фармакотерапии: отсутствие показаний является противопоказанием к применению любого лекарственного средства;
  • фиксировать все проявления лекарственной аллергии;
  • маркировка одежды, информационные браслеты, вкладыши в паспорт, в свидетельство о рождении, в дневник — везде, где только можно, ссылки на имеющиеся аллергические реакции. Особая бдительность в ситуациях, когда ребенок остается без родителей! Своевременно информировать незнакомого врача, школьную медсестру, воспитательницу детского сада, спортивного тренера и т. д. и т. п.;
  • обучать ребенка основам лекарственной безопасности: ни у кого не брать никаких лекарств, запомнить название того, чего нельзя, и при первой возможности рассказывать об этом любому человеку в белом халате;

    ограничивать использование препаратов, часто вызывающих аллергические реакции;

  • помнить о наследственности и информировать врачей о случаях лекарственной аллергии у ближайших родственников;
  • избегать парентерального введения лекарств всегда, когда это только возможно;
  • обязательно вести учет всех применяемых лекарств и помнить о том, что:
  • повторное применение лекарства повышает риск аллергии;
  • повторное применение лекарства, на которое была аллергическая реакция, сопровождается усилением проявлений аллергии;
  • повторное применение лекарства, на которое была анафилактическая реакция, представляет собой реальную угрозу жизни!
  • при развитии лекарственной аллергии выяснять у врача, с какими конкретно препаратами возможна в данном случае перекрестная аллергия. Не полагаться на память! Записывать;
  • максимально ограничить местное использования лекарственных средств, применяемых системно, — прежде всего антибактериальных;
  • применять, когда это возможно, диагностические тесты, способные обнаружить присутствие специфических IgE.

К сожалению, достаточно распространенной является практика массового применения противоаллергических средств (как правило, антигистаминных) якобы для профилактики лекарственной аллергии.

Если имеется аллергическая реакция на некий препарат, то его не следует назначать, а если лекарство все-таки назначено, следует незамедлительно прекратить его использование при появлении первых признаков аллергии.

Массовое профилактическое применение антигистаминных средств лишь необоснованно увеличивает стоимость лечения и фармакологическую нагрузку, зачастую не позволяет своевременно обнаружить симптомы лекарственной аллергии и, соответственно, своевременно отменить препарат.

Одновременное применение вызывающего аллергию лекарственного средства и противоаллергических препаратов допускается лишь тогда, когда лекарство нечем заменить, когда речь идет о реальной угрозе жизни. Проводится подобная терапия исключительно в условиях стационара, при этом используются специальные схемы десенсибилизирующего лечения и обеспечивается постоянная готовность к оказанию неотложной помощи в случае анафилаксии.

Наше сообщество в Одноклассниках. Вступай!

Ряд педиатров считает, что профилактическое применение антигистаминных средств имеет смысл тогда, когда ребенка с выраженной склонностью к аллергическим реакциям готовят, например, к вакцинации. Еще раз хотелось бы обратить внимание на то, что речь идет не о массовом применении противоаллергических средств, а об их использовании у весьма ограниченного детского контингента — именно у детей, склонность которых к лекарственной аллергии подтверждена опытом врачебного наблюдения.

Спорным (для некоторых врачей) вопросом профилактики лекарственной аллергии является целесообразность проведения кожных диагностических проб. Суть диагностической пробы состоит в том, что до того, как ввести парентерально потенциально опасный в плане лекарственной аллергии препарат (антибиотик, местный анестетик и т. д.), небольшое его (препарата) количество вводится внутрикожно. Отсутствие реакции через 20–30 минут свидетельствует о том, что препарат можно применять.

В течение нескольких десятилетий подобные пробы проводились массово, так что накоплен огромный опыт.

Анафилаксия не зависит от дозы, поэтому даже пробного внутрикожного введения небольшого количества препарата вполне достаточно для возникновения анафилактической реакции. Кожные пробы не в состоянии уменьшить риск анафилаксии, а ведь это то, чего и врачи, и пациенты боятся больше всего.

Если же речь идет о нетяжелой аллергической реакции, то нет особой разницы — будет она обнаружена после пробы или после первого парентерального введения.

Еще один момент, предопределивший скептическое отношение современной медицины к целесообразности кожных диагностических проб, — огромное количество ложноположительных реакций, т. е. проба показывает, что аллергия есть, а применение препарата этого не подтверждает.

Кожные диагностические пробы, тем не менее, иногда проводятся, но, во-первых, не всем подряд, а лишь пациентам с особым риском аллергии, но не аллергии «вообще», а аллергии к вполне определенному лекарственному средству. Во-вторых, речь идет не о примитивном «внутрикожном введении небольшого количества препарата», а о специальной диагностической методике, когда потенциально опасный препарат разводится особым растворителем в особой пропорции, когда одновременно с нанесением исследуемого лекарства на кожу проводятся контрольные пробы с заведомым аллергеном (раствором гистамина) и с нейтральным раствором.