8 буддийских советов о том, как справляться с гневом

Cтатьи, Психология и саморазвитие 1 647

В наше время часто говорят, что подавлять гнев не нужно, но Будда бы с этим не согласился. Если мы действуем под влиянием гнева, в будущем нам будет только проще делать то же самое, и это бесконечный замкнутый круг. Будда советует не подавлять, но и не выплёскивать сильные эмоции, а вместо этого анализировать их, приходя к пониманию того, что гнев основан на ошибочном мышлении.

Буддисты могут сколько угодно говорить о любви, сострадании и терпимости, но даже если выдающиеся мастера, такие как Далай-лама, признают, что иногда гневаются, есть ли надежда у нас? Возможно, учёные скажут, что гневаться совершенно нормально, психологи посоветуют выражать гнев, а в некоторых религиях даже говорится о праведном гневе. Однако буддизм утверждает, что гнев – это всегда плохо.

Буддийский учёный VIII века Шантидева описал гнев как самую сильную негативную силу, способную уничтожить всё хорошее, что мы когда-либо сделали. Подумайте об этом. Если у нас есть оружие, одно мгновение гнева способно изменить наше будущее: из свободного человека мы можем превратиться в тюремного заключённого. Пример из повседневной жизни – гнев может разрушить дружбу и доверие, которые длились десятилетия. В конечном счёте гнев опаснее, чем все бомбы, ружья и ножи этого мира вместе взятые.

Мы знаем, что гнев – несчастливое состояние ума, но что мы можем сделать? Буддизм предлагает ряд простых методов, которые помогут изменить наш ум. Но предупреждаю заранее: волшебной пилюли не существует! Вот восемь лучших буддийских советов о том, как справляться с гневом.

1. Такова жизнь – сансара

Первое наставление Будды, которое он дал 2500 лет назад, очень прямолинейно: наша жизнь неудовлетворительна. И знаете что? Она вообще никогда не будет удовлетворительной.

Мы родились – мы умрём. Между этими событиями будут приятные и трудные дни, а иногда мы не будем чувствовать почти ничего. Эти бесконечные взлёты и падения мы называем «сансарой». Когда мы пришли в этот мир, никто не говорил, что жизнь будет прекрасной и лёгкой, эдаким безостановочным развлечением, и что всё всегда будет ровно так, как мы хотим. Поняв собственную ситуацию в сансаре, мы также сможем лучше понять других.

Все мы в одинаковом положении. Если мы гневаемся на события и ситуации, на других и на себя, это не поможет. Другие делают и говорят то, что нам не нравится, – именно потому, что их жизнь тоже не удалась.

Подобное мышление может полностью изменить наше мировоззрение. Пусть даже каждому из нас кажется, что он центр собственной вселенной, это не означает, что всё должно идти и будет идти именно так, как нам хочется.

2. Будьте героями – терпение

Беспокоящие эмоции лучше всего преодолевать с помощью их противоположностей. Если сражаться с огнём с помощью огня, это не поможет. Почему? Наш ум не может удержать две противоположных эмоции в один момент. Нельзя кричать на кого-либо и одновременно быть терпеливым – так не бывает. Многие считают терпение признаком слабости: мы позволяем другим переступать через нас и соглашаемся со всем, что они хотят. Однако на самом деле всё совершенно наоборот. Трудно ли нам закричать, когда нам плохо? И насколько труднее сохранять спокойствие и владеть своими эмоциями? Если мы следуем за своими чувствами, куда бы они нас ни вели, это не делает нас героями. Напротив, мы становимся слабее. В следующий раз, собираясь закричать на кого-нибудь во всё горло, вместо этого достаньте меч терпения и перережьте горло своему гневу.

Как? Заметив напряжённость, можно начать глубоко дышать: это будет прямой противоположностью коротким вдохам и выдохам, сопровождающим гнев. Можно медленно досчитать до ста, не давая себе сказать того, о чём мы потом безусловно пожалеем. Оказавшись в конфликтной ситуации, возможно, имеет смысл выйти из неё, пока всё окончательно не пошло под откос. Все ситуации разные, поэтому наблюдайте, что лучше всего работает для вас.

3. Будьте на связи с реальностью – проанализируйте ситуацию

Если исследовать, что мы чувствуем, когда злимся, гнев кажется защитником – лучшим другом, отстаивающим наши интересы, помогающим на поле боя. Эта иллюзия заставляет нас думать, что гнев оправдан. Но если посмотреть внимательно, гнев – не друг, а враг.

Гнев приводит к стрессу, терзаниям, к потере сна и аппетита. Если мы не прекращаем гневаться, это производит плохое впечатление на других. Давайте честно признаемся: никто не хочет быть рядом с гневающимся человеком, не правда ли?

Когда нас в чём-нибудь обвиняют, и мы чувствуем, как в районе живота начинает завязываться узел оборонительной позиции, нужно остановиться и подумать рационально. Ведь есть только два варианта: или человек прав, или неправ. Зачем злиться, если его слова верны? Если мы хотим быть взрослыми, нужно признать его правоту, извлечь урок и двигаться дальше. И зачем гневаться, если обвинение несправедливо? Человек ошибся. А с нами такого никогда не случалось?

4. Посмотрите в свой ум – медитация

В битве с гневом может быть очень полезна медитация и практика памятования (осознанности). Многим медитация кажется пустой тратой времени: зачем проводить 20 минут, сидя на подушке, если за это время можно многое сделать? Другим медитация кажется приятным бегством от реальной жизни, когда мы можем провести некоторое время вдали от детей, писем, супруга или супруги.

Но медитация – нечто намного большее. Это подготовка к реальной жизни. Неправильно каждое утро медитировать на любовь и сострадание, а затем, едва придя на работу, кричать на подчинённых и жаловаться на коллег.

С помощью медитации мы приучаем свой ум к благим мыслям – терпению, любви и состраданию. Можно медитировать где угодно и в любое время. Если по пути на работу мы готовы потратить полчаса на прослушивание любимых песен, то можем хотя бы десять минут из этих тридцати вызывать мысли доброжелательности к другим. Это очень эффективно для уменьшения гнева, и постепенно мы станем человеком, с которым другие хотят быть рядом.

5. Поклонитесь – учитесь у врага

Буддизм часто учит нас поступать вопреки своим привычкам. Если мы гневаемся, возникает импульс отомстить. А что в итоге? Мы страдаем не меньше, а, возможно, даже больше. Противоположный поступок идёт в разрез с интуицией, но на самом деле он приносит противоположный результат, приводя к счастью.

Да, это звучит нелепо, но подумайте об объекте своего гнева как об учителе. Если мы хотим стать лучше – более терпеливыми, любящими, добрыми, счастливыми людьми, – нужно практиковать. Все мы знаем, что нужно очень много времени и сил, чтобы стать футболистом или скрипачом мирового уровня, так почему всё должно быть иначе в случае с тренировкой ума? Если нас всегда окружают те, кто соглашается с нами и выполняет все наши желания, мы никогда не научимся преодолевать трудности.

Поэтому люди, на которых мы гневаемся, исключительно драгоценны: они дают нам возможность по-настоящему практиковать терпение. Это немедленно прервёт поток гнева, поскольку изменит наш взгляд на других: мы будем думать не о том, что они причиняют нам боль, а о том, что они нам помогают.

6. Помните о смерти – непостоянство

Вы умрёте, я умру, все мы умрём. Поэтому, когда человек, которого вы не можете терпеть, делает что-нибудь, что вас раздражает, остановитесь и задумайтесь: «Будет ли это важно, когда я окажусь на смертном одре?» Скорее всего, ответ будет отрицательным, если только этот человек не одержим желанием завоевать и уничтожить мир. Этот очень простой совет помогает не замечать раздражающих мелочей.

Все мы знаем, что умрём, но, очевидно, не осознаём этого до конца. Смерть кажется абстрактной, отдалённой концепцией, чем-то, что происходит с другими людьми – старыми, больными, попадающими в аномальные происшествия. Но в реальности это не так. Молодые люди умирают раньше пожилых, а здоровые – раньше больных. Это происходит каждый день.

Когда мы думаем о смерти, которая неизбежно придёт (завтра? через год? через 50 лет?), многие вещи, которые обычно выводят нас из себя, становятся буквально ничем. Они необязательно перестают нас раздражать, но мы видим, что не имеет смысла тратить на них драгоценное время и силы.

7. Всё возвращается – карма

Люди говорят: «Всё возвращается. – или: – Это его карма, он это заслужил», подразумевая, что люди пожинают то, что сами же и посеяли. Это не совсем соответствует буддийскому пониманию кармы, оно более сложное и тонкое. Тем не менее, хотя людям нравится замечать, что страдания других возникают из-за их кармы, большинству трудно увидеть, что неприятные ситуации, в которых оказываются они сами, возникают из-за их собственной кармы.

Всё происходящее с нами – от мгновений невероятной радости до глубин отчаяния – возникает в силу причин. Эти причины не сваливаются на нас из ниоткуда: мы создали их сами. Поэтому, оказавшись в ужасной ситуации, вместо того чтобы давать волю гневу, можно остановиться и подумать: откуда это пришло и хочу ли я, чтобы всё стало ещё хуже?

Карма связана с машинальным поведением, когда мы реагируем на происходящее привычными способами. Если мы поймём, как работает карма, то увидим, что можем изменить наши будущие переживания своими нынешними действиями. В данном случае это означает, что мы практикуем терпение, когда подступает гнев.

8. Это нереально – пустота

Терпение – прямое противоядие от гнева, однако самое сильное лекарство – пустота. Она помогает не только от гнева, но от всех проблем и трудностей. На самом деле, сколько бы у нас ни было терпения, если мы не поняли пустоту (пустотность), проблемы будут сваливаться на нас снова и снова, подобно индийскому муссону.

Когда вы гневаетесь, остановитесь на мгновение и проанализируйте свой ум. Вы кое-что заметите: в этот момент присутствует сильное чувство «я». «Я злюсь из-за того, что ты сказал мне. Я не могу поверить, что он сделал это со мной или моим другом. Я безусловно прав, а она совершенно точно ошибается». Я, я, я.

Когда мы злимся, у нас есть прекрасная возможность проанализировать это «я», которое кажется столь плотным. Его не существует! Речь не о том, что мы не существуем или что всё неважно. Однако если мы попробуем найти это «я», находится ли оно в нашем уме? В теле? И там, и там? Мы не можем сказать: «Вот, оно здесь!»

Понять пустоту непросто, но анализ реальности кардинально меняет наше мировоззрение. Мы видим, что не можем обнаружить ничего, на что можно гневаться: этого нет и никогда не было.

Резюме

Можно снова и снова повторять: «Я не буду гневаться. Я хочу быть терпеливым», но, ничего не делая, мы никогда не обретём внутреннего спокойствия, к которому все мы стремимся.
Эти буддийские советы – не просто интересный список. Это эффективные инструменты, которые мы можем применять, чтобы избавиться от разочарования, гнева и грусти. Каждый может достичь этой цели, если будет практиковать.



Добавить комментарий